В школах Челябинской области открываются специализированные лаборатории

17 Декабря 2008 Автор: Терехина Ольга Васильевна

Сейчас очень много говорится об инновационных процессах в образовательной сфере. Что это такое на самом деле? Каким образом те или иные инновации могут повлиять на качество знаний наших детей? Об этом сегодня мы беседуем с депутатом Законодательного Собрания области, заместителем директора челябинского физико-математического лицея № 31, преподавателем физики, победителем Всероссийского конкурса «Учитель года—2005» Иваном Иоголевичем (на фото).

Сейчас очень много говорится об инновационных процессах в образовательной сфере. Что это такое на самом деле? Каким образом те или иные инновации могут повлиять на качество знаний наших детей? Об этом сегодня мы беседуем с депутатом Законодательного Собрания области, заместителем директора челябинского физико-математического лицея № 31, преподавателем физики, победителем Всероссийского конкурса «Учитель года—2005» Иваном Иоголевичем (на фото).

— Давайте сначала расставим необходимые акценты, поскольку сегодня такое понятие, как инновация, стало общим местом в разных сферах. Напомню, что главным ориентиром в нашем образовании сейчас являются его доступность и высокий качественный уровень. И вполне естественно сразу возникает вопрос: что значит качество образования, как определить, что качественно, а что нет?

Дело в том, что я, как учитель, знаю эту ситуацию изнутри школьной системы, где подавляющее большинство моих коллег искренне убеждены, что они выполняют свой долг на совесть и вопросов о качестве вообще не должно возникать.

Но ведь есть еще и другая сторона — позиция родителей, общества, государства. Сейчас идет очень важный процесс формирования государственных стандартов общего образования нового — второго поколения. Как и определено законом об образовании, этот процесс происходит на федеральном уровне.

— Чем новые стандарты отличаются от прежних?

— Они призваны учесть не только требования к содержанию образования, но и к условиям, в которых обучается школьник: техническим, бытовым, требования к кадрам, которые работают с детьми.
Но, согласитесь, одно дело — создать необходимую модель. А вот будет ли все так же замечательно и идеально в жизни? И здесь решающее значение имеет, как эта модель воплотится в жизнь. А воплощается она всегда на основе уже существующего опыта. Очень важно понять, как современные инновационные идеи начнут реализовываться в конкретных образовательных учреждениях на региональном уровне.

— Как это будет происходить, например, у нас в области?

— У нас сейчас идет оптимизация образовательной сети, а по сути дела, ее создание, когда будут уже не разрозненные образовательные учреждения, а некая единая структура, которая должна удовлетворять и интересам развития региона, и потребностям учеников и их родителей.

В Челябинской области появился уникальный опыт открытия базовых ресурсных площадок для развития образовательной сети. Сначала этот процесс шел в системе начальной профессиональной подготовки, а потом было принято решение о внесении в целевую программу реализации национального проекта «Образование» такой позиции, как создание предметных лабораторий по работе с одаренными детьми, которые одновременно стали ресурсными центрами для системы общего образования всей области в целом.
Сегодня на Южном Урале работает двадцать одна такая точка.

— Иван Александрович, пожалуйста, расскажите о них подробнее.

— Могу вам рассказать об одной из этих экспериментальных площадок, созданной на базе лицея № 31, который я сам когда-то окончил и где я работаю уже почти двадцать лет. У нас открылась уникальная лаборатория по физике, которая позволяет решать целый ряд очень важных задач. Наши учащиеся из профильных классов получили возможность выполнять уникальные эксперименты, кроме того, в рамках курсов повышения квалификации здесь могут стажироваться учителя других школ. Это очень важная составляющая повышения качества образования, с которого мы с вами начали наш разговор.

— А чем уникальна ваша лаборатория?

— Не стоит, наверное, в деталях рассказывать обо всем нашем оборудовании. Достаточно будет упомянуть хотя бы новейший микроскоп, который позволяет делать снимки с разрешением в один нанометр. Как представить такой размер? Если толщина человеческого волоса составляет микрон, то нанометр в тысячу раз меньше. Фактически мы вышли на молекулярный, атомарный уровень. Это позволяет нам очень плодотворно развивать у детей исследовательскую деятельность.

Учитель физики любой школы Челябинской области, который занимается со своими учениками экспериментальной деятельностью, имеет право использовать такое уникальное современное оборудование в формировании исследовательских навыков у детей. Для этого ему лишь надо сделать заявку.
Мы часто повторяем это слово «уникальный». А кто, собственно, определяет эту уникальность?! Ее надо как-то доказать. Приведу такой аргумент. Ежегодно проходят международные олимпиады школьников по различным предметам, в том числе по физике. Каждую страну имеет право представлять команда, в состав которой входят не более пяти школьников. Представляете, какой идет жесткий отбор, ведь у нас в России очень много достойных школ.
Учащиеся челябинского физико-математического лицея девять раз становились победителями и четыре раза призерами различных мировых олимпиад, в том числе и по физике.

Нынче на базе нашей лаборатории проходит подготовка сборной России на международную олимпиаду по физике. К нам уже приехали 16 школьников из тринадцати регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Вологды, Омска, Новосибирска и других. Я не случайно перечисляю вам названия регионов, потому что в каждом из них есть свой научный центр. Тем не менее проведение экспериментальной подготовки будущих олимпийцев доверено лицею № 31. Вот почему на уровне школьных лабораторий наша является уникальной.

— Вы говорили об изменении стандартов в образовании. А будет ли как-то меняться система отбора, оценки качества знаний?

— В прошлом году приняты поправки в федеральный закон об образовании. Среди прочих Государственная Дума внесла поправку, касающуюся правил приема в вузы. Победители всероссийских олимпиад принимаются в высшие учебные заведения по специальности, соответствующей предмету олимпиады, без вступительных экзаменов.
С одной стороны, разумеется, во всероссийских олимпиадах на уровне финалов принимают участие не так много детей. Но, с другой стороны, сейчас зарождается новая система российских олимпиад, которую проводит совет ректоров вузов, возглавляемый ректором МГУ Виктором Садовничим. Сегодня там значится 150 олимпиад, уже прошедших регистрацию. Правда, с сожалением должен сказать, что пока нет ни одной олимпиады, заявленной от нашего региона.

Конечно, работа в этом направлении у нас тоже ведется немаленькая. Например, на базе лицея № 31 при поддержке министерства образования и науки области, при содействии с ЮУрГУ, были проведены первые открытые интернет-олимпиады школьников по физике и математике. В олимпиаде по математике приняли участие 1300 человек, по физике — 1070. Причем свои знания захотели продемонстрировать не только южноуральские школьники, но и дети из Санкт-Петербурга, Ростовской области, Екатеринбурга и даже из Харькова.

Зачем все это делается? Очень важно найти талантливых ребят, которые смогли бы прийти в университеты и получить достойное образование. Все знают, что сегодня стране не хватает специалистов с техническим, инженерным образованием. От этого по большому счету будет зависеть, как станет развиваться экономика нашего региона.

— Иван Александрович, помнится, была идея создать при лицее интернат для одаренных детей из городов и районов области. Вы отказались от нее?

— Нет. Не отказались. Основная проблема — в материальных ресурсах, точнее в их отсутствии. Но обратите внимание: наши идеи обычно все-таки воплощаются в жизнь. Например, я рассказывал вам сегодня про уникальную предметную лабораторию, которая была создана (как положено) всего за девять месяцев! Помню, летом с нашим лицеистом Антоном Поповым мы прилетели из Сингапура с международной олимпиады по физике, где он завоевал серебряную медаль. И у нас возникла идея создания такой лаборатории. Дело в том, что на мировых олимпиадах в экспериментальной части задания дают оборудование, какого наши школьники вообще не видели. По сути дела мы готовили ребят на приборах, сохранившихся еще с 60-х годов прошлого века. А в декабре решение о создании экспериментальной лаборатории было принято на Законодательном Собрании Челябинской области. Первого сентября мы ее открыли.

— Теперь вы, наверное, уже всего добились?

— Вовсе нет. Сейчас есть новая идея — создать уникальную лабораторию робототехники. Это тоже связано с инженерией, с экономикой и инновационными процессами. Школы сегодня получают комплекты лего-роботов. У нас проводились областные соревнования, а ребята из Пластовского района замечательно выступили и на международной олимпиаде в Японии.

Но в основной своей массе лего-роботы сейчас выступают лишь в качестве игрушки. Надо постепенно стараться выстраивать на их базе современные образовательные технологии. К нам часто обращаются учителя из школ области с вопросом, что же делать с этими роботами. Наш коллектив мог бы дать им необходимый образовательный ресурс. Вот почему мы начали говорить о лаборатории робототехники. Конечно, для реализации этой идеи нам нужна поддержка. И я не исключаю, что через девять месяцев мы откроем еще одну новую лабораторию.

Поделиться

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

29.02.2024 | 13:13
Как «Трактору» преодолеть башкирский рубеж в плей-офф

Уже сегодня челябинский «Трактор» проведет стартовый поединок первого раунда плей-офф сезона 2023/2024.

07.04.2010 | 10:54
Непарадные размышления, или Зачем учитель приходит в класс

«Признаюсь, меня несколько смущают и удручают большие собрания учительства: конкурсы, конференции, семинары, и не потому что аудитория эта незнакома или наоборот, знакома слишком хорошо...»

29.03.2010 | 11:27
Какой классный самый классный

Вчера были подведены итоги областного конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный». Победителем была признана учительница русского языка и литературы классный руководитель миасской школы № 26 Елена Артышева.

Новости   
Спецпроекты