Учителя-бюджетники переходят на отраслевую систему оплаты труда

6 Ноября 2008 Автор: Терехина Ольга Васильевна
Учителя-бюджетники переходят на отраслевую систему оплаты труда

Как правильно распределить дополнительные деньги, поступающие в образование? Сама жизнь продиктовала главную тему нынешней встречи обкома профсоюза работников образования и науки Челябинской области.

Как правильно распределить дополнительные деньги, поступающие в образование?
Интересно, что практика таких встреч у нас в области началась в нелегкое время — в бурные перестроечные годы. Председатель обкома профсоюза работников образования и науки Юрий Конников заметил, что тогда подобное общение помогло уберечь нашу область от социальной напряженности, выплескивавшейся в забастовки и стачки в других регионах страны.
Новое время выдвигает новые проблемы. Сама жизнь продиктовала и главную тему нынешней встречи — обсуждение перехода на новую систему оплаты труда работников всей бюджетной сферы и образования в том числе. Переход с единой тарифной сетки на отраслевую систему оплаты труда является основной и наиболее грамотной возможностью повышения зарплаты бюджетников.

Три составные части

С 1 декабря на новую форму оплаты труда перейдут бюджетники, финансируемые из федерального центра, с 1 января 2009 года — те, кто получает зарплату из бюджета субъекта Федерации и муниципалитетов. Сейчас на всех уровнях идет напряженная подготовка к этому событию.
Разработка документов для федеральных учреждений — техникумов и вузов — находится в ведении федерального центра, и вмешиваться в эту сферу у областных властей нет полномочий: им предстоит только проследить, чтобы все нормативы четко выполнялись на местах. Областные образовательные учреждения — зона ответственности региона, и правительство нашей области тщательно продумывало и просчитывало все шаги реформирования системы оплаты труда и рекомендовало муниципалитетам разрабатывать для своих подведомственных образовательных учреждений разрабатывать такие положения, которые бы соответствовали документам, принятым на областном уровне.
Есть одна деталь, особенно важная для профсоюзного актива: любое положение об изменении оплаты труда (и отраслевая система здесь не является исключением) должно согласовываться с коллективным органом трудящихся.
Новая зарплата бюджетника будет состоять из трех частей: базовой, компенсационной и стимулирующей. Компенсационная часть, по сути дела, не требует особых разъяснений и рассуждений, поскольку в нее входят обязательные фиксированные выплаты, предусмотренные законодательством, тем, кто, например, работает в особых условиях труда, или, скажем, прибавки, гарантированные национальным проектом «Образование». Базовая часть требует отдельных пояснений, особенно в том случае, когда речь идет о работниках бюджетной сферы муниципального уровня. Львиную долю вопросов и разъяснений вызывает, прежде всего, стимулирующая часть зарплаты.

Что будем делить?

В новом областном бюджете предусмотрено увеличение фонда оплаты труда работников бюджетной сферы на 30 процентов, что составляет 8 миллиардов 700 миллионов рублей. Куда будут направлены эти немалые средства? Прежде всего они пойдут на увеличение минимального размера оплаты труда и доведение его до 4330 рублей. Для этого понадобится примерно 35—45 процентов от всей суммы, выделенной на увеличение зарплаты бюджетников. Вторая и большая часть затрат предназначена непосредственно для повышения расходов на зарплату, связанных с переходом на отраслевую систему оплаты труда.
Да, нельзя не заметить, что предстоящий год будет в этом смысле не самым простым, поскольку произошло наложение сразу двух серьезных нововведений в оплате труда работников образования — нормативное, то есть подушевое, финансирование и переход от единой тарифной сетки к отраслевой системе оплаты труда.
Заместитель губернатора Роман Панов просил профсоюзный актив области донести до всех педагогов, что с 1 января будущего года на 30 процентов возрастает фонд оплаты труда, но это вовсе не означает автоматического увеличения зарплаты каждого сотрудника в этом же размере: у кого-то она увеличится на 5 процентов, а у кого-то — на 90.

Уйти от уравниловки

— Мы стоим перед очень сложной задачей сделать так, чтобы новая система труда была понятна и прозрачна для всех, — сказал на встрече министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин. — С 10 ноября мы начинаем в ежедневном режиме встречаться с руководством каждого учебного заведения областного подчинения. Понимаю, что будет непросто, например, забыть про единую тарифную сетку. Мы должны уйти от уравниловки, когда, предположим, пять учителей начальных классов получали одинаковую зарплату.
Кроме того, предстоит изменить свое отношение к типовому штатному расписанию. Сверху дается только определенный фонд оплаты труда, а трудовой коллектив сам должен решать, как делить эти деньги. Кто-то решит сократить ставки и перевести эти деньги в стимулирующую часть зарплаты и потом выплачивать сотрудникам, показывающим лучшие результаты труда.
Разрабатывая нормативные документы, правительство области настаивает, чтобы в подведомственных образовательных учреждениях стимулирующая часть зарплаты составляла не менее 10 процентов от всего фонда оплаты.

Сколько будет в рублях?

Базовая часть в областных образовательных учреждениях будет составлять 2100 рублей. А каждый муниципалитет для своих подведомственных учреждений определяет свой уровень базовой части. Например, в Челябинске это будет 1700 рублей, в Снежинске — 2600. Почувствуйте разницу: чем меньше базовая часть, тем больше придется забрать денег для доведения зарплаты до МРОТ, тем меньше их останется на стимулирование.
Итак, базовый оклад 2100 рублей и у технички, и у преподавателя. У нас в области, как ни в какой другой, очень много типов и видов образовательных учреждений, поэтому по областным учреждениям пришлось установить 31 коэффициент. У преподавателя он 2,7, у секретаря учебной части — 1,22 и так далее. Теперь надо 2100 умножить на коэффициент, потом прибавить компенсационные выплаты и стимулирующие.
— Знаю, что могу быть подвержен критическим замечаниям, но мы решили придерживаться такой идеологии — увеличивать зарплату молодого учителя, — говорит Владимир Садырин. — Например, в наши профессиональные училища в этом году пришло только семь молодых специалистов. Неужели мы для них не можем найти нормальную зарплату?! Кроме того, сохраним для всех молодых педагогов губернаторскую 40-процентную надбавку в компенсационной части.
Все муниципалитеты утверждают перечень должностей в образовательных учреждениях, которые относятся к основному персоналу, поскольку фонд оплаты труда должен распределяться следующим образом: 70 процентов — учителям, 30 — управленцам и обслуживающему персоналу. Если средняя зарплата педагогического коллектива 8200 рублей, то учредитель решает вопрос, до какого размера установить оклад руководителю. На следующий год в областных учреждениях руководитель может получать зарплату, равную трем таким окладам.

Реформа в деталях

— Останутся ли выплаты за классное руководство?
— Деньги за классное руководство остаются. Теперь они заложены в бюджет области и преданы в школы, как субвенции.
— Будут ли воспитатели получать губернаторскую прибавку?
— Воспитатели и помощники воспитателей детских садов, как и в прошлом году, будут получать прибавку в размере 1000 и 500 рублей. На эти цели в областном бюджете заложено 436 миллионов рублей.
— Что будет с надбавками сельским педагогам?
— Надбавка педагогам, работающим в сельской местности 25 процентов, заложена в компенсирующей, то есть гарантируемой, части.
— Зачем, в принципе, нужна новая система оплаты труда?

Заместитель губернатора Челябинской области Роман Панов:
— Мы смотрели штатное расписание разных школ разных территорий. Сколько там непонятных людей, которые только получают зарплату! Наведение порядка в штатном расписании позволит при постоянном фонде оплаты труда распределять эти деньги на меньшее число персонала, что гарантирует рост зарплаты выше расчетного уровня. Бюджетные учреждения, призванные учить или лечить, не должны превращаться только лишь в работодателей.

Министр образования Челябинской области Владимир Садырин:
— Мы никогда не добьемся результата, если деньги не будут доходить до конкретного учителя. Если при распределении зарплаты мы не будем соблюдать правило — 70 процентов для педагогов и 30 процентов для управленцев, — а по-прежнему будем делить на 100 ставок, то все так и останутся бедными. Как, например, расценивать такой факт, когда в штатном расписании школы записаны и водитель, и сопровождающий, а ведь их зарплата — забота муниципалитета. Субвенция — это деньги на образование, а не на сопутствующие услуги. А психология директоров школ до сих пор была проста и понятна: «Зачем требовать от муниципалитета? Область ведь все равно даст деньги!» Сейчас, я думаю, они уже не будут так легкомысленно тратить выделяемые им средства. Иначе у них стимулирующая зарплата будет не 10 процентов, а один.

Заработная плата не должна быть ниже прежней — это обязательное условие новой системы, аксиома любого нормативного документа. Деловой, серьезный настрой на предстоящую непростую работу — вот главный итог этого честного, откровенного разговора. Такая встреча была необходима обеим сторонам. Накануне больших перемен в нашей школе как воздух необходимо такое социальное партнерство представителей власти и профсоюзного актива, который мог бы информировать и разъяснять смысл и порядок действия новой системы оплаты труда. Замечательно, что у нас в области сохраняются и продолжаются традиции таких встреч.

Поделиться

17.04.2024 | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

07.04.2010 | 10:54
Непарадные размышления, или Зачем учитель приходит в класс

«Признаюсь, меня несколько смущают и удручают большие собрания учительства: конкурсы, конференции, семинары, и не потому что аудитория эта незнакома или наоборот, знакома слишком хорошо...»

29.03.2010 | 11:27
Какой классный самый классный

Вчера были подведены итоги областного конкурса профессионального мастерства классных руководителей «Самый классный классный». Победителем была признана учительница русского языка и литературы классный руководитель миасской школы № 26 Елена Артышева.

Новости   
Спецпроекты