Александр Табарчук: «Отказ от милдроната ударит по сердцу спортсменов»

14 Марта 2016 Автор: Наталья Калентьева Фото: Ярослав Наумков
Александр Табарчук: «Отказ от милдроната ударит по сердцу спортсменов»

Уже 60 спортсменов со всего мира, в том числе титулованные российские олимпийцы, попались на приеме милдроната.

Как препарат, который более 30 лет защищал сердца спортсменов, вдруг из обычного лекарства превратился в запрещенное, почему в эпицентре скандала оказались россияне и какие последствия Табарчук-Александр-(цвет)_тренер-врач.jpgповлечет за собой включение препарата в черный список WADA, «ЮП» рассказал Александр Табарчук. Известный челябинский специалист по спортивной медицине, в прошлом занимавший должность врача-тренера национальной сборной Алжира по футболу, он консультировал команды «Трактор», «Полет» и «Спортакадемия-пеплос».

— Александр Дмитриевич, сами спортсмены называют милдронат не иначе как «аскорбинкой». Что это за препарат?

— Сделаю небольшое пояснение. Раньше положение о допинге зиждилось на том, что допинг — это препарат, который, во-первых, дает резкое улучшение результатов, во-вторых, его прием влечет за собой риск развития тяжелых заболеваний. Взять, к примеру, анаболические стероиды. Принимая их, штангисты могли за короткий срок улучшить результат на 20—30 килограммов. Что касается воздействия на организм, то на моей памяти были случаи, когда у одного спортсмена на фоне приема анаболиков развился цирроз печени, у другого — шизофрения. Кроме того, раньше был еще третий критерий — неэтичность приема того или иного препарата, в частности, речь идет о наркотиках.

Милдронат изначально создавался в качестве фармакологической поддержки для спортсменов. Ведь у них суточное энергопотребление в несколько раз выше, чем у не занимающихся спортом. Причем, если 20—30 лет назад оно составляло 6000 калорий, то сейчас достигает 10—12 тысяч. И в первую очередь под нагрузкой находится сердечно-сосудистая система. Если обычный человек живет на пульсе 60—80 ударов в минуту, у спортсменов этот показатель доходит до 174. Еще в середине 50-х годов прошлого века один американский ученый провел исследование, согласно которому спортсмены гораздо чаще страдают от сердечно-сосудистых заболеваний и умирают из-за них также чаще. В связи с этим ученые разработали специальные кардиопротекторы. Именно к этой фармакологической группе относится и милдронат.

— Многие ваши коллеги говорят о его неэффективности в плане влияния на улучшение результатов…

— Так и есть. Я не видел ни одного исследования, которое бы подтверждало обратное.

— Почему тогда он оказался в черном списке WADA?

— Включив его в список, а лоббировали это США, руками WADA американцы одним выстрелом убивают нескольких зайцев: и российских спортсменов «выбивают» перед Олимпиадой, и конкурентов на фармацевтическом рынке убирают, и российский спорт и страну в целом стараются дискредитировать. Сейчас первоочередная задача — путем допинг-скандалов не допустить наших атлетов на Олимпийские игры и деморализовать их. Что касается фарм-рынка, то уверен, что сейчас аптечные сети заполонят более дорогостоящие американские аналоги. Как известно, именно на кардиологических препаратах, самых востребованных и продаваемых, больше всего зарабатывают фармацевты.

— О том, что препарат с 1 января будет считаться допингом, было известно еще в прошлом году. Почему элита российского спорта оказалась в эпицентре скандала?

— В октябре прошлого года я сам участвовал в конференции, которую проводило Российское антидопинговое агентство (РУСАДА. — Авт.). Тогда отчитались, что в российском спорте прекрасно ведется контроль, как нигде в мире. Тогда я и узнал, что милдронат включили в список запрещенных. Я уверен, что наши спортсмены стали заложниками в этой ситуации из-за того, что не сработала система оповещения. Конечно, сейчас спортивные чиновники будут говорить, что уведомляли всех заранее. Но вы что не знаете, как работает бюрократическая система в России!? О включении милдроната в список запрещенных нужно было бить во все колокола, рассылать уведомления и не одно. Причем не столько спортсменам, сколько врачам и тренерам.

— В КХЛ в плей-офф будет взято рекордное количество допинг-проб — 240… Магнитогорский «Металлург» тоже под ударом?

— Поживем — увидим. Не для кого ведь не секрет, что у хоккеистов  самый высокий уровень травматизации и сердечно-сосудистых заболеваний. Лет 35—40 назад, работая в составе научной бригады в «Тракторе», мы изучали травмы. Оказалось, что на каждого хоккеиста в среднем приходится около 30 травм в сезон. Какая взаимосвязь между травмой и сердцем? Все просто: после травмы ухудшается работа сердечно-сосудистой системы. Оно начинает перекачивать на 22 процента крови меньше, и его работа нормализуется только спустя несколько недель. Клубы КХЛ по ходу регулярного сезона играют практически через день. У них иногда 12—14 игр в месяц по календарю. Само собой возникает проблема недовосстановления, последствием которого могут стать патологии. Кардиопротекторы хоккеистам очень нужны.

— Создатель милдроната Ивар Калвиньш считает, что запрет препарата — это преступление и что число смертей среди спортсменов будет расти…

— Совершенно с ним согласен. Это преступление против нас, так как препарат уже много лет применяется на территории бывшего Союза. Сердечно-сосудистые патологии — главные убийцы спортсменов. Опять же вернемся к хоккеистам. В октябре 2014 года друг за другом ушли Владимир Лапшин и Юрий Могильников. Им было всего по 58 лет. В этом году умер Анатолий Тимофеев. Причина общая — проблемы с сердцем. С включением милдроната в список запрещенных у спортивных врачей окажется меньше средств для защиты сердечно-сосудистой системы спортсменов.

— Можно ли как‑то исключить препарат из списка запрещенных?

— По крайней мере, нужно попробовать это сделать. Если препарат не вызывает улучшения результата, если он не приводит к опасным заболеваниям, а наоборот, защищает организм, нужно исходить из гуманистических соображений. Нельзя лишать человека препаратов, которые ему необходимы. Кстати, никто ведь не лишает скандинавских биатлонистов и лыжников, которые через одного астматики, тех препаратов, которые им необходимы, хотя для здоровых спортсменов они являются допингом. Видите, какие двойные стандарты появляются, когда речь заходит о России…

Поделиться

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

29.02.2024 | 13:13
Как «Трактору» преодолеть башкирский рубеж в плей-офф

Уже сегодня челябинский «Трактор» проведет стартовый поединок первого раунда плей-офф сезона 2023/2024.

06.04.2024 | 17:33
Южноуральские дизайнеры готовы заменить ушедший масс-маркет

 В последние годы на Южном Урале активно развивается индустрия моды. Десятки местных дизайнеров ежегодно заявляют о себе на различных фэшн-показах, а товары некоторых раскрученных брендов не просто наравне с известными марками продаются на маркетплейсах, но даже подделываются китайскими производителями.

17.03.2024 | 14:14
Основной день. Челябинцы выбирают президента страны

В челябинском лицее № 120 выборы всегда особенное событие. С советских времен в дни голосования здесь царит особая праздничная атмосфера, а еще избирателей, многие из которых заканчивали когда-то эту школу, ждут увидеть их учителя.

Новости   
Спецпроекты