Конвейер для большого спорта. В Челябинске работает единственный в России комплексный спортивный интернат

1 Июня 2016 Автор: Наталья Калентьева Фото: Ярослав Наумков
Конвейер для большого спорта. В Челябинске работает единственный в России комплексный спортивный интернат Воссоздав систему спортивных интернатов, можно получить идеально выстроенную пирамиду от юношеского спорта к спорту больших достижений

Старожилы советского спорта помнят, как сборной СССР не было равных на международной арене во многих видах спорта. Фундаментом блистательных выступлений наших атлетов была эффективная работа с резервом: еще 30-40 лет назад в стране было порядка 300 спортивных школ-интернатов, а сейчас их даже с десяток не наберется. Челябинский интернат спортивного профиля среди них стоит особняком.

блиц-Александр-Галкин_DSC6222.jpg— Эта система действительно работает. Посмотрите на спортсменов из Поднебесной. На олимпиадах в медальном зачете они стабильно входят в тройку сильнейших. Думаю, что и в Рио-де-Жанейро они будут на высоте, — рассуждает Александр Галкин, директор челябинского интерната спортивного профиля. — И дело не в применении традиционной китайской медицины или в том, что они голодные до побед, а в системе подготовки. В Китае детей отбирают в спортивные интернаты лет в пять-шесть и ведут до Олимпийских игр. При этом они тренируются, учатся и живут по жесткому режиму за высоким забором. Когда-то эту систему подготовки китайцы позаимствовали именно у СССР. И если у них она сделала страну спортивной державой номер один в мире, то у нас почему-то благополучно канула в Лету.

Таланты из глубинки

Челябинский спортивный интернат не обнесен высоким забором. Внешне он, скорее, напоминает образцовое студенческое общежитие: аккуратные корпуса, соединенные между собой, цветы на подоконниках в коридорах, юморные таблички на дверях комнат, запах сдобных булочек из столовой и какая-то особенная атмосфера, свойственная закрытым учреждениям. Сейчас здесь живут, учатся и тренируются 130 ребят со всей России и даже из Казахстана, занимающиеся 17 видами спорта. Началось же все восемь лет назад.

— Еще когда я работал директором в спортивной школе по футболу, мы столкнулись с тем, что исчерпали в городе ресурсы. Область, где было много звездочек, имевших мало шансов подняться выше без сторонней помощи, оставалась неохваченной, — вспоминает Александр Михайлович. — Вот тогда и возникла мысль создать интернат, где могли бы тренироваться ребята разных специализаций со всего региона.

Идея воплотилась в 2008 году. Спортивная кузница тогда открылась на базе интерната № 4. Ребята, первые 50 человек, учились и питались в школе № 40, а тренировались в разных СДЮШОР Челябинска. Тогда же под крыло Александра Галкина попросились слабослышащие и глухие спортсмены. А спустя пару лет со всей области в интернат стали приезжать тренеры, чтобы передать своих подающих надежды воспитанников в надежные руки.

— Увидев результаты, городские власти помогли нам перебраться в Ленинский район и организовать полноценный профильный интернат на новом месте. Поначалу мы заключали договоры со школами, чтобы дети там учились, а после уроков ездили по тренировкам. Мы же их, по сути, только кормили. Голова, конечно, при таком положении дел шла кругом, — смеется директор. — Сейчас в состав интерната входят коррекционный детский сад, общеобразовательная школа, непосредственно интернат и спортивная школа. В перспективе мы рассчитываем на своей базе собрать костяк тренеров по основным видам спорта и создать конкуренцию спортивным школам.

Только чемпионы

Отбор в интернат строгий. Для того чтобы растить спортсменов высокого класса, нужно не только создать им условия, но изначально брать действительно одаренных ребят. Потому среди 130 воспитанников все как минимум чемпионы или призеры областных и региональных первенств. А среди выпускников прошлых лет — Дмитрий Стародубцев, на Олимпиаде в Пекине занявший четвертое место в прыжках в высоту, Евдокия Букина, ставшая бронзовой в стипль-чезе на чемпионате Европы среди молодежи, Никита Высоцкий, победитель чемпионата Европы по кроссу, и другие российские «сборники».

Чемпионское расписание с тем, по которому живут китайские сверстники воспитанников челябинского интерната, конечно же, не сравнить. Хотя для многих и оно кажется тяжелым: подъем в 7:00, завтрак в 7:30, в классе нужно быть в 7:45, в 13:00-14:00 по расписанию обед, а после обеда до ужина тренировки. В общежитии все спортсмены должны быть в 20:00. Причем каждый выход за пределы интерната обязательно заносится в журнал. Свободное перемещение по городу запрещено.

— Само собой, под запретом распитие алкогольных напитков и курение. Кто-то думает, что если приехал в интернат, то многое ему сойдет с рук, но это не так, — говорит Александр Галкин. — Однажды мы поймали спортсмена с неким наркотическим веществом. Он сразу же был отчислен. За такие дела у нас предусмотрено отчисление без права вернуться.

Жилой корпус — это порядка 20 комнат, поделенных на блоки. В каждом — обувная полка с несколькими десятками пар обуви, спортивной и «гражданской», рекреация с телевизором и холодильником. После обеда в блоках царит тишина: все воспитанники интерната на тренировках. Дома только те, у кого занятия вечером, или травмированные ребята. Комнаты девочек почти как домашние: фотографии в рамочках и цветы на тумбочках, плюшевые мишки на подушках и учебники на полках. У мальчишек напоминают мини-казармы: чистые комнаты, идеально заправленные кровати с натянутыми одеялами, стерильные тумбочки и большой шкаф в углу. В каждой комнате висит график ежедневных дежурств: и девочки, и мальчики поддерживают чистоту в комнатах самостоятельно.

— На самом деле жить в интернате очень комфортно как в плане быта, так и в психологическом. У нас в комнате живут борцы из СДЮШОР имени Мошкина. Все мы в призах, поэтому равняемся друг на друга. Знаете, как стремишься к успеху, когда сосед по комнате привозит кубок или медаль, — серьезно говорит приехавший в интернат в прошлом году десятиклассник Кирилл Степанчук из Курганской области, кандидат в мастера спорта, мечтающий работать в министерстве спорта или в правоохранительных органах. — Да, кто-то жалуется на то, что свободу нам ограничивают, но это делается ради нас же. Соблазнов в большом городе, что и говорить, много.

Пятнадцать мам и один папа

Родителей юным спортсменам здесь заменяют воспитатели. Всего их пятнадцать — по три на каждую группу. Причем работают в интернате исключительно женщины.

— У женщины же подход к детям материнский. Заболит, к примеру, у пацана живот. Мужик что скажет? «Пройдет!» А девочки позвонят и среди ночи мне доложат обо всем, — объясняет свою логику директор. — Они и выслушают, и подскажут, и помогут ребятам.

Без трудностей в работе не обходится, признаются воспитатели. Кристина Агашина, сама в прошлом баскетболистка, работает «мамой» для двух десятков мальчишек уже пять лет.

— Дети в интернат приезжают разные: одни легко адаптируются к самостоятельной жизни, другим казенный быт невмоготу, третьи дома таких условий никогда не видели и уезжать даже на каникулы не хотят, четвертые, приехав в интернат, надеются оторваться по полной и ведут себя соответственно, — рассказывает воспитатель. — К каждому пытаешься найти свой ключик.

Держать в узде тхэквондистов, борцов, баскетболистов и футболистов, по словам педагогов, сложно, но можно. И если сейчас многие из них воспринимают дисциплину как ненужную муштру, то после выпуска многие благодарят своих наставников.

Спорту мешают коллизии

Как считает Александр Галкин, спортсменам в интернате созданы все условия для того, чтобы вырасти. Причем такой вариант даже лучше, чем столичный.

— Многие ребята рвутся в Москву. Но когда приезжают туда, там еще 30 таких же сидят на лавке, и тренеры не знают, куда их девать, — рассуждает руководитель спортивного интерната. — У нас они получают бесценный опыт. Те же баскетболисты заиграны, например, за местное «Динамо». Было бы желание. Ведь некоторые думают, что, попав к нам, уже всего достигли. А конкуренция очень высокая, и нужно работать, чтобы двигаться дальше. У кого есть желание, уезжают дальше, и мы потом слышим об их достижениях на международной арене. У кого нет — едут домой.

Такая система подготовки резерва — самая действенная, уверен «папа» интерната. Но в России она пока возвращается на круги своя с трудом. Виной всему коллизии между законами об образовании и физкультуре. Юридически «состыковать» общеобразовательную школу со спортшколой и интернатом, организацией питания и интернатом практически невозможно.

— Спортивная школа, конечно же, должна быть здесь, но как ее подключить к общеобразовательной школе — вопрос, и депутатам на местном уровне нужно приложить немало усилий, чтобы его решить, — рассуждает Александр Галкин. — Если это получится сделать, то мы получим идеально выстроенную пирамиду от юношеского спорта к спорту больших достижений. И рано или поздно это даст свои плоды на олимпийской ниве.

Поделиться

17.04.2024 | 14:29
Как «Трактор» обрел памятник, кормил собак и сыграл «Брата-2»

Для челябинского «Трактора», который завоевал бронзовые медали чемпионата КХЛ, нынешний сезон стал особенным. И пока спортивные аналитики подбивают статистику и анализируют выступление команды, «ЮП» вспомнила самые яркие моменты прошедшего регулярного чемпионата и плей-офф.

08.03.2024 | 14:14
Светлана Ишмуратова: «Мировой биатлон без россиян неинтересен!»

Двукратная олимпийская чемпионка поделилась с «ЮП» впечатлениями от стадиона и сегодняшнего биатлона.

Вчера | 09:54
Мультфильм челябинского аниматора увидит вся страна

Анимационный проект «Большое путешествие Люськи и Фрикаделька» покажет телеканал «Карусель».

18.04.2024 | 15:44
Южноуральцы могут сдать пулеметы, ружья и патроны за вознаграждение

В Челябинской области стартовала акция «Оружие-2024».

Новости   
Спецпроекты