Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

25 Апреля 2024 Автор: Александр Анурьев Фото: Людмила Ковалева
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий


Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

Бизнес с творчеством

Для начала стоит разобраться, в чем особенность креативной экономики. В отличие от реального сектора здесь, выражаясь по-научному, материальные и технологические ресурсы играют не совсем стандартную роль при создании конечной продукции. Иными словами, для пошива модной одежды используется все та же ткань, но конечный продукт уже не просто костюм, а определенный бренд. Самым ярким примером креативных индустрий является IT-отрасль. Программисты или цифровые инженеры (как сейчас многие называют представителей этой профессии) не создают чего-то реального, что можно потрогать руками. Но их продукция — программное обеспечение, мобильные приложения, системы управления — занимает важное место как в современной экономике, так и в повседневной жизни любого человека.

«Госдума приняла в первом чтении законопроект, где отрасль IT включили в направления креативных индустрий. И теперь их стало 14. Если говорить о деньгах, то в Челябинской области выручка креативного сектора за год составила более 67 млрд рублей, и эта цифра постоянно растет. С точки зрения занятости, это 9360 компаний. Когда мы говорим, что проводим мероприятия, популяризирующие креативные индустрии, которые имеют своей целью снятие определенных барьеров или создание условий для ведения бизнеса, то вот для какого круга лиц это делается», — обозначил Сергей Новиков, начальник управления президента Российской Федерации по общественным проектам.

Креатив_фото_Людмилы_Ковалевой_31390.jpg

Развитие креативного сектора экономики — это одна из задач, поставленных президентом России Владимиром Путиным. По итогам конкурсов компании в регионах УрФО получили на свои проекты более 1,6 млрд рублей. При этом важно учитывать, что федеральный центр не просто так «разбрасывается» деньгами. Средства идут по линии софинансирования: часть вложений предприниматели делают сами или привлекают инвесторов. Это является некой гарантией, что их проекты будут востребованы у целевой аудитории, а деньги не будут потрачены впустую.

«Главное, чтобы сами субъекты креативных индустрий, сами люди были довольны тем, какие условия для них созданы в стране. «Движение» креативных недель в России сравнительно молодое. Начали с Москвы, не первый год проходит Креативная неделя в Красноярске, в прошлом году форум состоялся во Владивостоке и сейчас в Челябинске. Это те регионы, где формируются смыслы развития креативной индустрии», — обозначил Сергей Новиков.

По его словам, такие мероприятия помогают власти и бизнесу найти точки соприкосновения и договориться о том, как эти важные сферы будут развиваться дальше. Во время панельной дискуссии «Сделано на Урале: как продвигать уральские бренды» участники поделились мнениями о креативной идентичности Урала, высказали свои предложения по продвижению уральских брендов, обсудили перспективы креативной индустрии, меры поддержки, необходимые креативному бизнесу для развития и масштабирования.

Креатив_фото_Людмилы_Ковалевой_31389.jpg

Мода в Париже

Креативный бизнес — это очень полезный элемент экономики, формирующий имидж города или региона. Здесь Южный Урал можно ставить в пример: если раньше регион представляли одним огромным комбинатом, где льются реки расплавленного металла и дымят трубы, то сейчас восприятие изменилось. Перед проведением Российской креативной недели модераторы запустили опрос среди жителей страны: «С чем у вас ассоциируется Челябинская область?» И большая часть респондентов ответила, что это природа. Это, в общем-то, неудивительно, если вспомнить, сколько сил регион вкладывает в развитие туризма. Также в результатах опроса отметилось и творчество, которое тоже напрямую связано с креативными индустриями.

«Группа «Ариэль», Олег Митяев, Александр Градский — это все люди из нашего региона. Не стоит забывать и о двух потрясающих командах КВН — «Уездный город» и «Лица уральской национальности». Если брать весь Урал, то это, конечно же, «Уральские пельмени». Поэтому с юмором у нас все хорошо, — отметил во время панельной дискуссии актер и шоумен Станислав Ярушин.

Есть в Челябинской области и свои популярные бренды. Один из самых известных — это автомобиль «Урал», который широко используют Вооруженные силы еще с советских времен. Но этот пример не относится к креативным индустриям, так как это ОПК, более чем реальный сектор экономики. Но и без «Урала» нам есть чем похвастаться. С ходу можно назвать часы, которые выпускают на челябинском заводе. У предприятия очень богатая история еще с советских времен. Их до сих пор используют даже в военной технике.

Креатив_фото_Людмилы_Ковалевой_31394.jpg

«Креативная индустрия — один из самых бурно развивающихся секторов экономики, это происходит во всем мире и у нас в стране. И, конечно, мы видим динамику, которая есть сегодня в нашем регионе, уже больше 10 тысяч предприятий занимаются креативными индустриями, думаю, мы выйдем за 80 млрд рублей оборота по итогам 2023 года, когда подведем окончательные итоги. Но я считаю, что этого мало, что нужно развиваться дальше», — подчеркнул губернатор Алексей Текслер.

Еще одной визитной карточкой Южного Урала является Парижский полумарафон. Идею с уральским Парижем решили развивать дальше: перед забегом в одноименном селе Нагайбакского районе будет проходить показ модных брендов. То есть Челябинская область будет проводить свою Парижскую неделю моды. Об этой идее глава региона рассказал на панельной дискуссии, и участники его дружно поддержали. Особый восторг заявление вызвало у женской аудитории, которая на две трети заполняла зал.

«Если кто не знает, в Челябинской области есть населенные пункты с такими интересными европейскими названиями, как Париж, Берлин, Лейпциг. Эти поселения назвали так благодаря победам русского оружия. У нас в этом году есть задумка: в Париже перед традиционным полумарафоном мы будем проводить показ мод. В первую очередь это будут наши локальные бренды, но мы приглашаем всех. У нас там даже есть Эйфелева башня, которая, на мой взгляд, еще симпатичнее оригинальной. Поэтому можно сказать, что на Южном Урале будет своя Парижская неделя мод», — поделился глава региона.

Креатив_фото_Людмилы_Ковалевой_31395.jpg

Алексей Текслер акцентировал, что это будет один из элементов продвижения региональных брендов, у которых очень хороший потенциал. В Челябинской области их уже более 60 видов эксклюзивной авторской продукции в сфере моды.

«Я сам ношу одежду одного из наших брендов. Называть его, наверное, не очень корректно. Моя супруга продвигает наши локальные бренды, и я считаю, что это правильно. Иногда даже очень удивляюсь и говорю ей: «Что это такое?» А она отвечает: «Это делают у нас». В общем, интересно и по-настоящему креативно», — добавил губернатор.

Если подвести некую черту, то можно сказать, что форум «Российская креативная неделя» — это важный инструмент для органов власти и креативного бизнеса. Эта площадка помогает предпринимателям создавать новые коллаборации, находить инвесторов и единомышленников. Здесь на живых примерах рассказывают и показывают, что креативные профессии сегодня важны и экономически выгодны.

«Мы уверены в том, что потенциал креативных индустрий Урала только начинает раскрываться, очень скоро уральские бренды займут свои ниши в креативных индустриях», — заключила директор Креативной недели Марина Абрамова.

Поделиться

03.05.2024 | 16:18
Инженер с детства. Челябинск принял финал конкурса юных технарей России

Столица Южного Урала вновь стала площадкой соревнований всероссийского масштаба. И речь идет вовсе не о спорте. Сюда приехали 650 детей и подростков из 53 российских регионов и Республики Беларусь, которые стали финалистами конкурса «Инженерные кадры России» («ИКаР»).

29.04.2024 | 17:11
Челябинские эксперты оценили транспортные возможности Южного Урала

Байкало-Амурская магистраль сделала возможным нынешний поворот на восток, а ее модернизация открывает выход на растущие рынки Восточной Азии. Об этом заявил президент России Владимир Путин, встречаясь с ветеранами – строителями БАМа.

03.05.2024 | 16:18
Инженер с детства. Челябинск принял финал конкурса юных технарей России

Столица Южного Урала вновь стала площадкой соревнований всероссийского масштаба. И речь идет вовсе не о спорте. Сюда приехали 650 детей и подростков из 53 российских регионов и Республики Беларусь, которые стали финалистами конкурса «Инженерные кадры России» («ИКаР»).

02.05.2024 | 17:31
Сколько новых объектов подарил Уралу нацпроект «Культура»

Федеральный округ достиг всех целевых показателей в рамках его реализации.

Новости   
Спецпроекты