Дорогу деньгам. Проект 12-тонников готовы реализовать и в Челябинской области

20 Августа 2015 Автор: Екатерина Сырцева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Дорогу деньгам. Проект 12-тонников  готовы реализовать и в Челябинской области

За вред, который причиняют дорогам грузовые автомобили, так называемые 12-тонники, фактически платят владельцы легковых автомобилей, так как ремонт дорог осуществляется государством за счет всех пользователей. При этом, как сообщают в Федеральном дорожном агентстве («Росавтодор»), большегрузы наносят дорожному покрытию трасс в 50 тысяч раз больше вреда, чем легковушки.

Проект внедрения новой системы взимания платы с 12-тонников реализуется на федеральном уровне. Однако регионы тоже могут ввести плату за проезд для грузовиков. Пока взимать плату за проезд по региональным дорогам нельзя, но Минтранс подготовил поправки в закон, снимающие это ограничение. Если они будут приняты, регионы смогут создавать местные системы взимания платы. «Пилотный проект уже запущен в Подмосковье. Также новую систему прорабатывают Хабаровский край, Татарстан, Новосибирская, Свердловская, Иркутская и Рязанская области», — отметил руководитель «Росавтодора» Роман Старовойт. — То есть, интерес со стороны регионов на подключение к федеральной системе есть».

В министерстве дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области считают, что реализовывать проект в субъектах РФ необходимо как можно скорее, так как внедрение системы взимания оплаты с большегрузов на автомобильных дорогах федерального значения неизбежно приведет к перераспределению потока грузового транспорта с федеральных дорог на региональные и муниципальные. «Благодаря новой системе взимания платы мы сможем обеспечить сохранность региональных автомобильных дорог и получить дополнительные средства на их ремонт и содержание, — считает и. о. первого заместителя министра дорожного хозяйства и транспорта Дмитрий Микулик. — Новая технология взимания платы полностью автоматизирована: в ней не участвуют люди и наличные деньги. Следовательно, отсутствуют и возможности для коррупционных схем».

Весомая плата

По словам начальника ФКУ «Дороги России» Федерального дорожного агентства Ивана Григоровича, информация о движении грузовиков по 50 000 км федеральных автодорог будет собираться и обрабатываться в автоматическом режиме с помощью приемников ГЛОНАСС GPS. Однако «Росавтодор» не будет заниматься взвешиванием автомобилей, чтобы определить, едет ли автомобиль пустой или груженый. Под действие новой системы попадают все транспортные средства, разрешенная масса которых превышает 12 тонн. Независимо от того, едет ли машина с грузом или без него, водитель обязан заплатить установленный тариф за проезд по федеральной дороге в счет возмещения вреда.

Самый простой и комфортный способ для водителей — заключить соглашение, получить бортовое устройство у оператора системы и внести деньги на лицевой счет. В автоматическом режиме ежесуточно будет списываться сумма в соответствии с пробегом по федеральным дорогам. Если же водитель не постоянно пользуется федеральными трассами, он может подать заявку в адрес оператора системы с указанием начала и окончания маршрута. Исходя из его протяженности  производится расчет необходимой платы, которая также вносится на лицевой счет. На автомобильных дорогах и федерального, и регионального значения будут установлены стационарные и мобильные камеры, которые автоматически зафиксируют государственный регистрационный знак автомобиля в случае неуплаты водителем необходимой суммы, добавляют специалисты отдела развития организации дорожной деятельности министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

Как все это будет реализовано на деле, остается под вопросом. По мнению члена Координационного совета Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Сергея Фахретдинова, действующая система организации выдачи специальных разрешений пока далека от совершенства, поэтому избыточный бумажный оборот и сложности в получении электронных разрешений могут существенно осложнить работу перевозчиков.

Переходный период

Не рады перспективе внедрения новой системы и ритейлеры. Если одно из условий экономически сбалансированной модели, в рамках которой работают торговые сети, изменится, доход перевозчиков может снизиться, считает Екатерина Куманина, директор департамента по работе с госорганами и СМИ группы компаний «Дикси». Но о конкретных последствиях говорить трудно до тех пор, пока не будет установлена фиксированная стоимость оплаты за проезд. Действующим постановлением федерального правительства был установлен сбор с 12-тонников в размере 3,73 рубля за километр. Однако, как сообщает «Коммерсант.ru», Минтранс России выдвинул проект, согласно которому предлагается умножить эту базовую цифру на коэффициент переходного периода 0,82. Тогда размер платы, взимаемой с водителей грузовиков массой свыше 12 тонн, снизится почти на 20 процентов — до 3,06 рубля за километр. По словам начальника управления правового обеспечения и проектов государственно-частного партнерства «Росавтодора» Елены Семеновой, Минэкономразвития пока так и не согласовал данный тариф.

В региональном министерстве дорожного хозяйства и транспорта считают, что экономика автоперевозчиков от внедрения автоматизированной системы взимания платы пострадает в минимальной степени (возможно снижение чистой прибыли на 0,5 %). «В отдаленной перспективе этот проект принесет только пользу, так как дорожная отрасль получит дополнительное финансирование на ремонт дорог, и компании смогут экономить на издержках, связанных с перевозкой, — считает Дмитрий Микулик. — А переход к системе «пользователь платит» позволит уйти от таких социально несправедливых схем, как увеличение транспортного налога, связанное с отсутствием дифференцированного подхода к пользователям автодорог».

Система взимания платы с 12-тонников за проезд по федеральным трассам заработает 15 ноября текущего года. Ее разработкой и внедрением занимается «РТ-Инвест транспортные системы». Компания будет эксплуатировать и обслуживать систему взимания платы в течение 13 лет. По договору концессии  за это государство обязуется выплачивать компании 10,6 миллиарда рублей в год из средств, собранных за проезд. Остальное пойдет в дорожный фонд.

Поделиться

Вчера | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

25.04.2024 | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

30.10.2019 | 11:35
Выстрел в себя. Александр Черепанов ставит спектакль о лидере рок-группы Nirvana

Ноябрьскую премьеру «Курт» в драмтеатре имени Наума Орлова определяют как эксперимент. В спектакле, посвященном Курту Кобейну, не будет прямых указаний на его биографию.

21.10.2019 | 16:04
Пойти на риск. Что ждать челябинским зрителям от Камерного театра

С 17 по 23 октября в Челябинске прошел театральный фестиваль «Камерата». Проводится он с 1992 года. Начинался как фестиваль спектаклей только Камерного театра. Теперь это проект международного уровня, представляющий лучшие современные постановки из столиц и регионов России, из европейских театров.

Новости   
Спецпроекты