Воздух, который видно. Челябинская область предлагает пилотный проект улучшения экологической обстановки

21 Июня 2016 Автор: Олег Гошев Фото: Вячеслав Шишкоедов
Воздух, который видно. Челябинская область предлагает пилотный проект улучшения экологической обстановки

В мегаполисе по определению не может быть абсолютно чистого воздуха: выбросы промышленных предприятий, загазованность от сотен тысяч авто... И тем не менее техногенные загрязнения  можно и нужно минимизировать. Об этом мы и говорим с Ириной Гладковой, министром экологии Челябинской области.

Индекс загрязнения

— Ирина Александровна, как можно разложить на составляющие воздух миллионного города? Чем дышат челябинцы?

— По результатам замеров Гидрометцентр ежегодно составляет индекс загрязнения атмосферы. Это интегральный показатель, который говорит не о сиюминутном воздействии на атмосферу, а дает общую ситуацию за длительный период. Понятно, что анализ ситуации идет по тем территориям, где есть сеть наблюдения Гидрометцентра. В Челябинске, где восемь постов, достаточно устойчивая картина. По Магнитогорску также есть подробная аналитика. И с разной степенью преобладания фигурируют одни и те же вещества: формальдегид, диоксид азота, взвешенные вещества, фторид водорода. Получается достаточно сложный «коктейль», который практически всегда присутствует в воздухе промышленного Челябинска. И он заметно отличается от того, чем дышат города, где главенствующую роль в загрязнении играет автотранспорт.

— Острословы уже придумали фразу, что челябинцы не привыкли дышать воздухом, которого не видно. Много ли вам поступает обращений от горожан с жалобами?

— Очень много, и в большинстве своем они очень эмоциональны. И эти эмоции нам понятны, потому что мы все живем в одном городе. Но есть два извечных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?». Поэтому давайте уйдем от эмоций и проанализируем ситуацию. Есть интегральный показатель Гидрометцентра, который подтверждает, что обращения челябинцев вполне обоснованны. А есть данные о деятельности крупных предприятий, которые отчитались, что в 2015 году они завершили выполнение всех воздухоохранных мероприятий, которые должны были снизить их воздействие. И действительно, статистика подтверждает, что общие объемы выбросов крупных предприятий стали заметно меньше. По сравнению с восьмидесятыми годами прошлого века в целом по области произошло снижение в три раза. В 2015 году по Челябинской области выбросы составили порядка 650 тысяч тонн, из которых около 140 тысяч тонн пришлись на предприятия Челябинска. Но воздух, и это очевидный факт, лучше не стал. И можно сказать, что сейчас индекс загрязнения в Челябинске не соответствует требованиям, предъявляемым к качеству воздуха на жилых территориях.

— И нужно сказать, кто виноват, что воздух стал непрозрачен.

— Нам очень часто звонят граждане, которые жалуются конкретно на «Мечел» или ЧЭМК, сообщают, например, что в воздухе у «Родника» пахнет «Мечелом». Казалось бы, все просто: замерь и иди с требованием остановить предприятие. Сейчас возможность оперативно оценить качество атмосферного воздуха у нас есть, по жалобам граждан выезжает передвижная лаборатория. Мы фиксируем превышение содержание в воздухе загрязняющих веществ, но доказать конкретную вину того или иного предприятия по этим данным пока нельзя. К сожалению, составляющие нашего «коктейля» типичны для многих производств. Специфические вещества, которые были бы «маркером» конкретного виновника, в нем практически отсутствуют. И по данным о загрязнении в жилом районе, где могут оседать выбросы различных промпредприятий, найти источник крайне сложно. Это могут быть как крупные предприятия, зона влияния которых велика, так и малые предприятия, расположенные в жилых районах. У них нет, как правило, высоких труб, и их выбросы в отличие от крупных предприятий оседают рядом.

Технология для квоты

— А что нужно сделать, чтобы воздух стал пригодным для дыхания?

— Посмотрите, причин высокого загрязнения может быть две: нарушения со стороны предприятий (несоблюдение нормативов) или слишком «мягкие» нормативы, даже при соблюдении которых, учитывая сколько у нас крупных предприятий, невозможно обеспечить качество воздуха.

И стратегий у власти тоже две. Если речь идет о нарушениях природоохранного законодательства со стороны предприятий, то это задача госконтроля: проверки, штрафы, требования по устранению выявленных нарушений. По отношению к крупным предприятиям полномочия по проверкам и наказаниям принадлежат федеральным структурам. В нашей компетенции осуществлять госконтроль за работой мелких и средних предприятий, которые также вносят свой вклад в загрязнение атмосферы. С этого года мы усилили надзорную работу, на нашем сайте информируя южноуральцев о результатах. На повышение эффективности этой работы направлены меры по оснащению контрольных структур.

А вот вторая стратегия требует решений на федеральном уровне. Мы предлагаем для таких территорий, как Челябинск, где промзон много (на территории мегаполиса расположены ЧЭМК, ЧМК, электродный завод, ЧТЗ, ЧТПЗ, рядом — Коркинский разрез) использовать другой подход к установлению нормативов выбросов — определять каждому предприятию квоту выброса, исходя из того, что воздух в жилых кварталах должен соответствовать нормативам вне зависимости от объемов производства, метеорологических параметров (пресловутые НМУ), применяемых технологий. И экономическое стимулирование построить именно на этом.

— Вы отметили, что на сегодня промышленность, по сути, еще и не работает на полную мощность. И фактические выбросы гораздо меньше разрешенных. Получается, что предприятия на вполне законных основаниях могут еще больше ухудшать экологию?

— Да. Вот одна из диаграмм, которая показывает, каковы реальные выбросы крупных предприятий в Челябинске, а какими они могут быть, если предприятия, например, увеличат объемы производства. Вот при установлении квот мы этого избежим: квоту превысить нельзя, хочешь увеличить объемы производства — ищи технологию, чтобы остаться в пределах квоты

Правительством Челябинской области разработаны инициативы по изменению экологических требований к предприятиям. Наши предложения мы изложили в Совете Федерации, на выездном совещании Совета безопасности Российской Федерации при полномочном представителе президента. Речь как раз и идет об изменении подхода к системе разрешения выбросов: в первую очередь необходимо рассчитать общий допустимый объем загрязняющих веществ по городу и, исходя из полученной величины, распределить квоты концентраций этих веществ для каждого предприятия.

Год в помощь

— Учитывая, что 2017 год объявлен Годом экологии, инициативы Челябинской области должны быть услышаны.

— Председателем рабочей группы по подготовке Госсовета, который откроет Год экологии, назначен Борис Александрович Дубровский. Это уже говорит о том, что мы смогли региональные инициативы и обеспокоенность южноуральцев состоянием экологии заявить на федеральном уровне. Сейчас Челябинская область, а если точнее, Челябинск, может стать пилотным регионом, где предлагаем отработать новый действенный инструментарий по защите атмосферного воздуха. Но наш регион не один сталкивается с такими проблемами, и многие субъекты Федерации видят решение экологических проблем именно в этом направлении.

— Экологическая проблематика особенно громко звучит в предвыборную пору. Так, в свое время один из кандидатов предлагал вынести промпредприятия за черту мегаполиса.

— Громкие лозунги хороши, они соответствуют ожиданиям и запросам граждан, но можно ли их реализовать? Хотя я допускаю мысль, что тот механизм, который мы предлагаем, поставит предприятие перед выбором: вложиться в модернизацию или вынести часть производственных мощностей за пределы жилых районов. Я более 20 лет работаю в этой сфере, и, по моему убеждению, такой путь реален.

— Экологическая карта, вероятно, будет разыграна и на предстоящих выборах в Госдуму?

— Мы проводили опросы населения, показавшие, что у нас очень высокий потенциал неудовлетворенности граждан экологической ситуацией. Форма такого протеста обычно пассивная, но очень легко мобилизуется на всевозможные акции. Подчеркну, что южноуральцы высказывают справедливую неудовлетворенность качеством окружающей среды. Но на этом фоне очень легко манипулировать общественным мнением, искажая, сознательно или неосознанно, возможные негативные последствия открытия ряда производств. Такие примеры мы видим в Троицке, Аше, Сатке. Задача инвестора — организовать честный диалог с населением, не просто выполнить требования закона, а продемонстрировать социальную ответственность и открытость. Так, в Троицке мы предложили начать мониторинг еще на этапе проектирования, чтобы показать жителям реальный масштаб воздействия и реальное состояние воздуха. И предприятие согласилось.

— Может, не стоит пугать жителей области ПДВ и НМУ, названиями химических элементов? Уйти от специфической терминологии, просто признав, что проблема есть и она решается.

— Никто и не замалчивает проблему, ничего не скрывает. Ситуация с экологией в Челябинске ненормальная, воздух грязный. А сделать его чистым — это единая задача власти и собственников предприятий.
У медиков есть такой термин — онконастороженный больной. У нас экологонастороженная область. Показав, что мы можем решить проблему Карабаша, Коркинского разреза, атмосферы Челябинска, мы снимем этот барьер недоверия и настороженности.

05_выбросы-предприятий-в-2015-году.jpg

Поделиться

26.04.2024 | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

26.04.2024 | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

14.02.2020 | 08:26
Алексею Текслеру предложили проект восстановления древней колесницы

Губернатор Алексей Текслер обсудил идеи реконструкции с руководителем центра исторических проектов «Археос» Иваном Семьяном.

24.10.2018 | 13:01
Поймать осетра. В Челябинской области обсудили состояние рыбохозяйственной отрасли

Напомним, что стратегия развития отрасли региона предусматривает к 2020 году увеличение объемов производства товарной рыбы до 7 тыс. тонн.

Новости   
Спецпроекты