Максим Юхачев: «В строительной сфере лучше вовремя принимать непопулярные решения»
В строительной сфере региона сегодня работают как крупные компании, так и середнячки и малый бизнес. Как видится ситуация игрокам этого рынка? На вопросы «ЮП» отвечает эксперт в строительной отрасли, руководитель компании «Зеленый мир» Максим Юхачев.
- Андрей Минченко: «Если у муниципалитета большой экономический потенциал, нужно и от главы требовать по максимуму»
- Отвечают профи. Консервация недостроя, или как правильно «заморозить» объект
- Отвечают профи. Чем грозит бизнесу, если его реальный адрес не совпадает с указанным в реестре юридических лиц
— Лично для меня ответ прост: в сфере строительства шансов выжить больше у крупных компаний с долгосрочными проектами и серьезными оборотными средствами. Когда компания опирается на собственные средства, репутацию и качество, она не только легче проходит кризисные явления, но и дает в сложные времена старт новым проектам.
Компании средней руки в строительной сфере страдают больше всего, из-за того что выполняют в том числе и субподрядные работы. Такой бизнес ощущает кризис в первую очередь, при этом чаще всего совершает ошибки, надеясь на лучшее и не сокращая накладных расходов на зарплату, аренду и т.д. Но невозможно быть хорошим для всех, особенно при нехватке средств на зарплату и выполнение обязательств. Будете «добренькими» — у вас и весь коллектив без работы останется, и обязательства вы не выполните, тем самым закопав и свою репутацию, и свой бизнес. Лучше вовремя принять сложные и непопулярные решения — сократить часть персонала, поджать зарплаты, но выполнить обязательства и остаться на рынке.
А вот малым строительным компаниям в кризис несколько проще, так как им легче всего сократить накладные расходы. В таких компаниях, как правило, директора — профессиональные многостаночники. Они работают за пятерых, заменяя собой и менеджера, и проектировщика, и экспедитора, и кладовщика...
— Считается, что бичом крупных строителей стала их закредитованность. А в чем слабое место более мелких игроков?
— Беды у всех похожие. Малый бизнес берет взаймы для рекламы, аренды и т.д. Я знаю много маленьких строительных компаний с большими долгами. Долги нарастают, когда руководство, к примеру, не чувствуя рынка, на спаде раздувает рекламный бюджет, считая, что это единственный двигатель торговли! Но получается как в казино: еще, еще, еще… Баланс уходит на миллионы рублей в минус, а остановиться все равно не могут… А дальше нужны деньги для обслуживания долга. И это, как воронка, тащит вниз.
— Мелкие организации нередко выступают в качестве подрядчиков на объектах крупных. Насколько часто они остаются ни с чем? Какова должна быть линия поведения подрядчика, чтобы и деньги получить за работу, и не потерять клиента в будущем?
— Я бы рекомендовал быть осторожнее, работая с бюджетом и в качестве подрядчика. Во-первых, нужно взять деньги в долг, так как работы по субподряду выполняются, как правило, без авансовых платежей и компании потребуются деньги и на зарплату, и на материалы. Во-вторых, тебя действительно могут кинуть, если у тебя нет поддержки. И поверьте, на строительном рынке кидают очень многих…
Что касается бюджета, нужно помнить, что работа с ним — это не только выгодно, но и очень ответственно. Нужно быть на сто процентов уверенным в себе и в своей команде! Уделять большое внимание каждой бумаге. Здесь, как в поговорке, «без бумажки ты букашка». Нет на руках подписанного документа о принятой работе — нет денег за ее выполнение.
— Могут ли мелкие организации подтолкнуть строительный рынок вверх, если да, то за счет чего?
— В малоэтажном строительстве, где правят бал как раз небольшие организации, в нашем регионе неофициально работают тысячи южноуральцев, и это не считая жителей Таджикистана, Узбекистана и других республик бывшего Советского Союза. Здесь вращаются миллиарды рублей. Если грамотно поддержать этот рынок, он вполне может подтолкнуть отрасль вверх.
Поделиться