Укрощение Ледовитого. Челябинская область участвует в арктической экспансии

31 Октября 2017 Автор: Станислав Смирнов Фото: ФГУП «Атомфлот», Дмитрий Лобусов
Укрощение Ледовитого. Челябинская область участвует в арктической экспансии

Сталь Магнитогорского металлургического комбината применяется в строительстве атомных ледоколов по заказу «Атомфлота» (входит в «Росатом»), а ПО «Маяк» из Озерска готовится к переработке ядерного топлива, использовавшегося в реакторах ледоколов.

Корреспондент «ЮП» побывал в Мурманске на ледоколах «Атомфлота», где узнал, какую песню сочинила Александра Пахмутова на борту знаменитого «Ленина», сколько стоит билет до Земли Франца-Иосифа и какая скорость движения ледокола в Арктике считается экономически эффективной.

«Ленин» в октябре

Морской вокзал на берегу Кольского залива. Сюда часто приходит рыжебородый старик с удочкой, чтобы половить пикшу, но вряд ли он может претендовать на статус местной достопримечательности, ведь рядом стоит атомный ледокол «Ленин» — первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.

«Ленин» давно уже никуда не ходит и не ломает лед. Первенец гражданского атомного флота страны был отправлен на вечную стоянку в 1989 году, а с 2008 года используется как музей. Это одна из площадок октябрьского пресс-тура от «Росатома», но, разумеется, «Ленин» представляет интерес не только для журналистов. Ледокол строили не жалея денег, и посмотреть там действительно есть на что. Его называли «чудом промышленного дизайна», поэтому не удивительно, что каждые выходные здесь проходят экскурсии, а среди гостей очень много иностранцев. За последние восемь лет на ледоколе побывали более четверти миллиона человек.    

Ледовитый_2.jpg

Библиотека, сауна, курительный салон, музыкальный салон с роялем, на котором Александра Пахмутова впервые исполнила песню «Усталая подлодка», панно об освоении Арктики, «атомный» отсек с манекенами дозиметристов и многое другое. Здесь бывали Юрий Гагарин, кубинский лидер Фидель Кастро, премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан и тогда еще вице-президент США Ричард Никсон... Вообще, интересных фактов из истории «Ленина» достаточно для написания целой книги, что, собственно, и было сделано местным историком Владимиром Блиновым. Книга «Ледокол «Ленин». Первый атомный» вышла в 2009 году к 50-летию судна, а в 2016-м переиздана в Японии, чем автор по праву гордится.

«Самым значительным достижением (правда, оно принадлежит не только «Ленину», но и его «младшим братьям» — атомным ледоколам «Арктика» и «Сибирь») стало продление срока активного плавания во льдах с трех месяцев в году до круглогодичной навигации, — рассказывает Владимир Блинов. — Подчеркну, что до сих пор ни одна страна в мире, кроме России, не может позволить себе работать в Арктике круглый год. Да и нигде больше не строят ледоколы. Этому есть очевидное объяснение: у России самая протяженная северная граница, ни у кого больше нет такого выхода к Северному Ледовитому океану».

«Ленин» построили за три года и три месяца, и это абсолютный рекорд отечественного судостроения. «В результате таких высочайших темпов мы подчистую выиграли соперничество с американцами, которые параллельно с нами строили атомоход «Саванна», — продолжает Блинов. — Американцы не верили, что такое чудо возможно, поэтому событие сопровождалось большой шумихой в прессе. Это вызвало примерно такой же ажиотаж, как полет Гагарина в космос».

Существует мнение, что выражение «мирный атом» закрепилось именно благодаря «Ленину». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели — развитие Северного морского пути и провод гражданских судов. «Ленин» прошел по арктическим маршрутам 360 тысяч километров (примерно 30 земных экваторов) и провел через льды 3741 судно. Все управление судном осуществлялось автоматически, непосредственно из ходовой рубки. Отсюда поддерживался и необходимый режим работы «сердца» атомохода — реакторов. Их мощность составляла 32,4 мегаватта, то есть примерно 44 000 лошадиных сил.

Сейчас, когда в Арктике происходит серьезное увеличение добычи полезных ископаемых и растут объемы транспортных перевозок, России нужны ледоколы вдвое, а то и в несколько раз мощнее «Ленина».

Туристическая вахта

Суда, принадлежащие «Норильскому никелю», даже при своих внушительных размерах выглядят миниатюрными, потому что стоят рядом с атомфлотовским ледоколом «50 лет Победы». Это атомоход последней серии типа «Арктика», крупнейший в мире. Сейчас на нем проводится большой ремонт, работы в доках должны быть завершены 5 ноября.

Ледовитый_1.jpg

«50 лет Победы» был построен в 2007 году, и самым главным его достижением стал рекорд скорости хода на маршруте Мурманск — Северный полюс; атомоход прошел его за 79 часов, вдвое быстрее, чем получилось у ледокола «Арктика» в 1977 году. По словам капитана судна Дмитрия Лобусова, нам «страшно повезло», поскольку мы можем увидеть ледокол, что называется, от и до. Однако из общения с Лобусовым становится понятно, что наша недолгая экскурсия по атомоходу — сущие мелочи по сравнению с впечатлениями, какие испытывают туристы во время путешествий на макушку Земли.

«50 лет Победы» проводит круизные рейсы на Северный полюс с 2008 года. Путь туда и обратно занимает примерно 11 суток. Около пяти дней нужно, чтобы достичь географической точки полюса, затем атомоход посещает острова архипелага Земли Франца-Иосифа, где можно увидеть огромные птичьи базары, белых медведей, китов, моржей, уникальные круглые камни и так далее. Удовольствие, прямо скажем, не из дешевых: один билет стоит больше 25 тысяч USD. Поэтому туристы — это в основной своей массе иностранцы, наши азиатские друзья. Но особо горевать, пожалуй, не стоит, ведь путешествие на край света не лишено экстрима. Когда атомоход идет по льду, путешественников, скажем так, потряхивает. По словам Лобусова, один из туристов сравнил эти ощущения с турбулентностью в самолете. Такая вот вибрация протяженностью в несколько дней.  

Моряки ледокольного флота во время дальних командировок с пиететом относятся к окружающему миру. «Мы как-то вели судно на буксире, уже весной, — рассказывает капитан. — Идем по каналу, видим: перед нами белый медведь плавает. А ледоколу с буксиром выйти из канала трудно, так что мы остановились переждать. Думаем, поплавает да уйдет. Минут сорок стояли, за нами уже другие суда выстроились. Четыре парохода ждали, пока мишка накупается».

Ледовитый_3.jpg

Побывали мы и в доках, где стоит на ремонте мелкосидящий ледокол проекта «Таймыр». Он ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая его собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узла (33,3 км/ч). «Таймыр» был построен в конце 1980-х годов в Финляндии по заказу нашей страны, но оборудование на судне было установлено советское, да и сталь использовалась советского производства. «Таймыр» идентичен «Вайгачу», это однотипные атомоходы, которые могут работать в устьях северных рек.

Дети «Атомфлота»

Сегодня в состав атомного ледокольного флота входит четыре ледокола: два атомных с двухреакторной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил («Ямал» и «50 лет Победы», два мелкосидящих ледокола с однореакторной установкой на 50 тысяч лошадиных сил («Таймыр» и «Вайгач»), а также лихтеровоз-контейнеровоз «Северморпуть» с ядерной установкой мощностью 40 тысяч лошадиных сил.

Глава управления эксплуатации флота, начальник штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян признается в нелюбви к слову «уникальный», но в своем рассказе о будущем ледокольного флота неоднократно его повторяет — что ж, приходится называть вещи своими именами. И еще он произносит трогательное «наши дети», когда перечисляет названия атомоходов.

IMG_3104.JPG

Часть действующих ледоколов в скором времени будет выведена из эксплуатации, поэтому сейчас на Балтийском заводе в Петербурге строятся ледоколы новой серии ЛК-60 — универсальные «Арктика», «Урал» и «Сибирь» мощностью 60 МВт. В первой половине 2019 года планируется сдать «Арктику», «Сибирь» и «Урал» — в ноябре 2020 года и ноябре 2021 года соответственно. Длина этих гигантов составляет 173,3 метра, ширина — 34 метра, водоизмещение — 33,5 тысячи тонн. «Сибирь» будет оснащена первым ядерным реактором силовой установки РИТМ-200, которая включает два реактора тепловой мощностью 175 МВт каждый. Ледоколы планируется использовать в западном районе Арктики: в Баренцевом, Печорском и Карском морях, а также на более мелководных участках. Им будет под силу вскрыть даже трехметровую толщу льда. Еще на стадии проекта иностранные аналитики прозвали эти ледоколы «арктическим кулаком России». Отметим, что в постройке ледоколов ЛК-60 используют металлопрокат ММК: за два предыдущих года комбинат отгрузил в адрес судостроителей 35 065 тонн хладостойкого металлопроката почти на полтора миллиарда рублей.

«Ну а наше будущее — это ледоколы «Лидер», которые сейчас находятся на проектировании, — продолжает Владимир Арутюнян. — Они в два раза мощнее универсальных (около 120 мегаватт), и у них очень хорошая ледопроходимость — до четырех метров. «Лидер» сможет работать в Арктике со скоростью 10-12 узлов, то есть около 20 км/ч. Это та скорость, при которой перевозить грузы экономически эффективно. Ледоколы ЛК-60 смогут работать в двухметровом льду, но со скоростью только около 7 узлов. Поэтому только с помощью ледоколов «Лидер» мы сможем обеспечить круглогодичную перевозку углеводородного сырья с экономически эффективной скоростью на восток, то есть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона».

Созданием реакторной установки РИТМ-400 мощностью на винтах 110-130 МВт для атомного ледокола «Лидер» занимается АО «ОКБМ Африкантов». Всего по проектам «ОКБМ Африкантов» изготовлено и успешно эксплуатировалось 20 атомных реакторов на 10 судах.

Ледовитый_5.jpg

В 2016 году с помощью «Атомфлота» по Северному морскому пути перевезено 7 млн тонн грузов. В 2021 году ежегодный объем перевозок, согласно запланированным контрактам, должен вырасти до 40 млн тонн, а к 2025 году — до 75 млн тонн.

По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, Россия планирует потратить на социально-экономическое развитие Арктики около 160 млрд рублей до 2025 года.

Поделиться

Сегодня | 12:30
Южноуральцы стали чаще пользоваться зарядными станциями для электромобилей

В Челябинской области развивают сеть быстрых ЭЗС для электротранспорта.

Вчера | 15:48
Продать идею. На Южном Урале обсудили перспективы креативных индустрий

Челябинск стал первым из городов Урала, где прошел форум «Российская креативная неделя». Это событие по-настоящему уникальное, особенно для города с богатой промышленной историей. Креативные индустрии, которым целиком посвятили это событие, представлены товарами или услугами, являющимися результатом интеллектуальной и творческой деятельности. На Южном Урале в последние годы этот сектор экономики развивается особенно бурно.

31.03.2024 | 12:28
В Челябинской области смогут устанавливать правила работы для «наливаек»

Госдума расширила полномочия регионов для борьбы с такими торговыми точками.

06.03.2024 | 15:33
Юрист объяснил, что ждет «дробильщиков» бизнеса после послания Путина

В послании президента Федеральному собранию были затронуты три вопроса, связанные с правом и предпринимательством.

Новости   
Спецпроекты