«Это не шаманство». АИР планирует привлечь в Челябинскую область инвестиций на 10 млрд рублей
Агентство инвестиционного развития (АИР) Челябинской области планирует в 2018 году увеличить приток инвестиций в экономику региона за счет расширения контактов с потенциальными инвесторами.
- Воронка проектов. Чем займется челябинский представитель ВЭБ
- В Челябинской области проанализируют, почему регион не попал в топ‑20 по состоянию инвестклимата
Точки контакта
В АИР считают, что обеспечить такие объемы инвестиций можно лишь путем применения максимально эффективной методики, поэтому и пытались выработать таковую в уходящем году. По словам старшего консультанта АИР Ксении Теньковой, анализ 15-летнего опыта различных регионов показал, что практически все успешные кейсы обладают общими признаками локализации. «Во-первых, в Россию инвестируют компании, которые уже здесь присутствуют. Во-вторых, почти все эти кейсы случились в особых экономических зонах, то есть инвесторы обращают внимание на те меры поддержки, которые государство может обеспечить бизнесу, — рассказала Тенькова. — И в результате сложилась практика, которую мы тестировали в 2017 году, — находить точки контакта с инвесторами в тех местах, где их может быть особенно много. Это выставки и конференции, в том числе международные, на которые мы заранее готовим встречи и предлагаем Челябинскую область как потенциальную площадку для размещения производств».
При этом подход агентства к поиску инвесторов имеет свои отраслевые приоритеты, добавляет эксперт. «В 2018 году мы планируем развивать наши контакты и проекты в таких секторах, как станкостроение и приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, а также металлоемкие производства, то есть литье заготовок, автокомпонентов, их механообработка, — уточняет Тенькова. — Мы считаем, что эти отрасли являются наиболее выигрышными с точки зрения инвестиций, потому что наша область в этих направлениях может предложить инвестору чуть больше, чем другие регионы или даже страны».
«С точки зрения поддержки экспорта важно ездить за рубеж и на месте лоббировать интересы Челябинской области, такие поездки — очень эффективная методика, — говорит директор АИР Анатолий Лобко. — Но за рубежом зачастую приходится сталкиваться с тем, что компании только планируют выходить на российский рынок, и лишь в дальнейшем принимать меры по локализации. Это достаточно длинный путь, на который не очень рационально тратить ресурсы. Поэтому мы и пришли к выводу, что надо работать с компаниями, которые уже присутствуют на российском рынке и в странах Таможенного союза. А максимальное количество контактов можно получить именно на отраслевых выставках».
Прикладная математика
Своеобразным тест-драйвом этой методики стали два отраслевых мероприятия, которые были посвящены сельскохозяйственному машиностроению и производству оборудования для пищевой обработки. Так, АИР высоко оценивает результаты работы на Международной выставке сельскохозяйственной техники, оборудования и материалов для производства и переработки растениеводческой сельхозпродукции «ЮГАГРО», которая проходила в конце ноября в Краснодаре. Челябинцы провели 30 встреч с потенциальными инвесторами, с шестью компаниями договорились о предметной работе, еще две взяли время на размышления. «Мы получили два техзадания от сетевых тепличных хозяйств, которые уже имеют в России несколько комплексов и заявляют еще 60 гектаров на территории УрФО, в частности, в Челябинской области, — приводит пример Ксения Тенькова. — Инвестиции в подобный бизнес составляют от 150 до 250 млн рублей на один гектар, минимальная площадь комплекса — 30 гектаров, окупаемость — от трех до пяти лет. Это достаточно капиталоемкие бизнесы, с привлекательной для России доходностью. Кроме того, ведутся переговоры с чешской компанией по локализации производства сельскохозяйственного машиностроения, а второе направление, которым они занимаются, — производство продукции для переработки масла».
Через несколько дней после «ЮГАГРО» в Ганновере (Германия) проходила аналогичная международная выставка, которая собирает представителей бизнеса, интересующихся европейскими рынками. В Ганновере коллеги из АИР также провели много переговоров, но ни одна компания не подтвердила, что смотрит в сторону России. «То есть на этой площадке не было даже наших потенциальных клиентов», — указывает директор агентства.
По словам Анатолия Лобко, они убедились в том, что методика работает, причем в четких математических параметрах, и теперь АИР будет ставить ее на «промышленные рельсы». «Мы поставили перед собой задачу по итогам первого полугодия 2018 года подписать соглашение о намерениях по формированию пула инвестпроектов с объемом внешних инвестиций не менее 10 млрд рублей», — сообщил он.
«Мы не будем раскрывать всей технологии работы с инвесторами, поскольку она несколько глубже. Мы выявили целый перечень признаков, по которым определяем готовность компании к локализации. Но хочу подчеркнуть, что наш подход стал таргетированным, с прогнозируемым результатом. Больше прямых иностранных инвестиций — это не шаманство, а системный прагматичный подход», — резюмирует Ксения Тенькова.
На выставке «ЮГАГРО» в Краснодаре челябинцы договорились о предметной работе с 6 компаниями, в Ганновере — ни с одной.
Поделиться