Челябинские ученые придумали мусоровоз на электротяге
Уже изготовлен опытный образец, который сейчас проходит испытания.
По словам конструкторов, на первом этапе нужно было сделать тяговые энергетические расчеты, чтобы выяснить, какие компоненты необходимы для электроплатформы. Для этого было проведено изучение работы мусоровозов Челябинска и построена маршрутная карта.
— Чтобы понять весь цикл работы мусоровоза, нужно было учесть время его движения и остановки, километраж, маршрут и другие моменты. На основе этих данных мы провели энергетические расчеты и выяснили, какие технические характеристики должны быть у электродвигателя, чтобы мусоровозу хватило энергии. Для создания виртуальной модели движения мусоровоза мы привлекли сотрудников центра компьютерного инжиниринга. В работе над изучением цикла принимали участие в том числе и студенты, — пояснил нашему изданию Рамиль Закиров, директор НИИ опытного машиностроения ЮУрГУ.
По его словам, опытным путем были рассчитаны эксплуатационные и технические характеристики необходимого аккумулятора, электродвигателя, накопителей энергии. Затем продумали, как разместить все эти компоненты в корпусе машины.
— Нам нужно было так скомпоновать мусоровоз, чтобы он работал на шасси завода-изготовителя, — добавил Рамиль Закиров. — Ранее на таких машинах электроплатформа не разрабатывалась. Ориентируясь на наши чертежи, производственники приобрели необходимое для выпуска мусоровоза оборудование. Отмечу, что сегодня задача номер один в машиностроении — сохранить экологию. Для этого и используют экологичные электроплатформы при конструировании как легковых, так и грузовых машин.
Совместно с индустриальным партнером из Златоуста ученые вуза разработали программу управления тяговым электрооборудованием в составе машины. При наличии более одного источника энергии техника относится к гибридному типу. Предполагается, что на электротяге мусоровоз будет ездить по городу, а на двигателе внутреннего сгорания — за его чертой.
По словам разработчиков, сейчас опытный образец мусоровоза проходит испытания на заводе-изготовителе. В общей сложности на электродвигателе он преодолел около 100 км во время неоднократных рейсов по маршруту Миасс — Златоуст.
Добавим, что та же команда конструкторов ранее разработала «арктический автобус», который был высоко оценен на выставке «Армия-2023». По словам автора проекта Рамиля Закирова, хотя это и совершенно разные машины, кое-что из прежних наработок пригодилось и при создании вахтового автобуса для Крайнего Севера.
Поделиться