И сказал тракторам: «Поехали!»

27 Августа 2014 Автор: Гайнуллин Марат Шавкатович
И сказал тракторам: «Поехали!»

Он был знаменит, почти как первый космонавт.

Он был знаменит, почти как первый космонавт.

 Это легендарная фотография, обошедшая обложки чуть ли не всех газет и журналов мира, обладает какой то магией. Такой же магией обладает и до боли узнаваемая интонация в голосе Гагарина с его знаменитым «Поехали!». С жадностью рассматривая этот исторический снимок, на котором человек с радостью вскидывает вверх руку с кепкою, невозможно ошибиться в степени великости этого события и его героя.

Запечатлен тот самый момент, когда первый челябинский трактор выходит из ворот цеха. Герой того исторического события Марк Яковлевич Макагон — один из первых сборщиков и водителей отечественного гусеничного тракторостроения.

И он тоже  один из тех, кто создавал Челябинскую область. Потому что этот человек — живая история не одного ЧТЗ, а всей страны.

 И снились мальчишке трактора

А началась она, эта история, когда он еще мальчишкой часами простаивал возле первого в его родном селе трактора. Долго потом он снился ему ночами. Неудивительно, что и начал он свою трудовую биографию механиком в Грушковском совхозе Киевской области.

           И когда еще в армии он услышал про строящийся на Урале тракторный гигант, сразу, не задумываясь, рванул туда.

        Когда я приехал на строительную площадку, — рассказывает Марк Яковлевич, — здесь все кипело. Ударные дни и бессонные ночи. Соревнование комсомольских бригад. Энтузиазм людей, преодолевающих трудности. Не хватало машин и механизмов, необходимых материалов. Почти не было квалифицированных рабочих. Люди жили в палатках, разбитых в лесочках, в бараках. Никто не жаловался, не роптал — каждый понимал: сами создаем свое будущее, будущее страны…

 «И кепкой машу, словно флагом»

         Что же было дальше? — вспоминает Марк Яковлевич. — Я поступил на опытный завод, где предстояло создать первый трактор «ЧТЗ», отработать технологию его производства, испытать… Завод тогда был маленький — вроде мастерской. А люди — боевые, умелые, сплоченные. Решили к 1 мая 1931 года выпустить первую машину и вывести ее на праздничную демонстрацию… А честь сидеть за рулем выпала мне. Какая же это была радость и гордость — душа пела! Так что, если считать по справедливости, то первые шаги наш трактор сделал в первомайский день тридцать первого года. Ну а фотография действительно сделана была два года спустя, когда пустили главный конвейер. Завод начал строить гусеничный трактор С 60 с лигроиновым двигателем, мощностью 72 лошадиных силы. Первая машина сошла с конвейера 15 мая 1933 года, а ко дню официального пуска завода, 1 июня, уже было собрано 13 тракторов.

Этот отряд первых советских гусеничных машин мне предстояло вывести на заводскую площадь, где проходил митинг. Все мы, естественно, очень волновались. А за воротами цеха под ярким теплым солнцем стояли десятки тысяч челябинцев и гостей. Среди них был председатель ВЦИК СССР Михаил Иванович Калинин. На голове — кепка, одет в кожаную куртку, темную косоворотку — такой простой, родной рабочий человек, «всесоюзный староста».

           Смотрю: с  трибуны нам, механикам-водителям, подают сигнал — «вперед!». Завожу машину, берусь за рычаги — и трактор тронулся. Вижу: люди машут руками, слышу «ура!». И не выдержал — сорвал с головы кепку, машу ею, словно флагом, и тоже кричу «ура!». Наша колонна прошла мимо трибун. С этого, собственно, и начался путь наших тракторов…

        Первые советские гусеничные тракторы прошли 7 ноября 1933 года по Красной площади в Москве, демонстрируя рост могущества нашей Отчизны. Горжусь тем, что среди тех челябинцев, которые провели через площадь тракторы, был и я…

       Накануне наши машины осмотрели руководители партии и правительства. Нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, знавший многих из нас, подошел ко мне и сказал:

           А ну ка, Марк, покажи, как твой трактор поворачивается!

Наши машины имели замечательное свойство: они поворачивались на месте на 360 градусов. Челябинские тракторы получили высокую оценку.

 Друзей не предавал

 В госархивах Челябинской области сохранились уникальные документы, в том числе и перекочевавшие из секретных папок НКВД. Вот один из них, от 7 сентября 1937 года. Это протокол допроса Петраса Рихарда Людвиговича, гражданина Германии, сменного мастера моторного цеха ЧТЗ с 1932 года.

«Я национал-социалист с 1926 года, фиктивно (для маскировки) социал-демократ, сотрудник германской тайной полиции… Я являлся уполномоченным НСП и гестапо по Уралу». Далее, как указано в протоколе, им завербованы несколько человек, в том числе упоминается и фамилия Макагон, также ставший «агентом гестапо» на ЧТЗ… Упоминается и имя Михаила Алексеевича Храпко, на которого он собирал материал.

Это был человек, под руководством которого в 1931 году и был сотворен тот самый первый опытный образец первого трактора ЧТЗ. Интеллигент и большая умница, Михаил Храпко после окончания Ленинградского политехнического института приехал в Челябинск. В 1935 году в составе группы советских инженеров побывал в США. Такие поездки в то время для многих оказывались роковыми. В 1937 году на него поступил донос. Одного из самых талантливых и перспективных инженеров тогдашнего ЧТЗ обвинили во вредительстве. В вину ему поставили плохую организацию сборки тракторов. Храпко арестовали. Вскоре вызвали на допрос и Макагона, все эти годы работавшего рядом с ним. Да что там! Они были большими друзьями. А настоящие друзья, как известно, познаются в беде.

На долгих, изнурительных допросах Макагон доказывал дотошному следователю, что в сбоях на конвейере по сборке «Сталинцев» его товарищ совсем не виновен. Поступок для того времени очень мужественный, если принять во внимание, что многие, даже очень сильные духом люди, на этих же допросах ломались, не выдерживая пыток и предавая своих товарищей. Макагон не сломался. И хотя Храпко и был отправлен в сталинские лагеря, самого Макагона все же отпустили. Храпко получил освобождение лишь после смерти Сталина и до конца жизни был благодарен своему другу, который несмотря ни на что, не предал его. Такой поступок дорогого стоит…

 «Ах, ты, гнида буржуйская!»

Несмотря на фантастический старт, карьера у Марка Макагона не случилась. Виною тому были несколько обстоятельств, в том числе и досадных. Еще задолго до событий 1937 года, он, уже успевший прославиться на весь мир, у себя на заводе получил ответственнейший пост контролера, следившего за качеством выпускаемых тракторов. К тому времени у него уже была семья, он вступил в ряды ВКП(б).

На заводе начались опытные работы по созданию и освоению дизельного трактора. В них участвовал и Макагон, который проводил со сборщиками в буквальном смысле дни и ночи. За работой ревностно наблюдали иностранные специалисты. Один из них, американец, следивший за каждым движением сборщиков, однажды презрительно процедил что то сквозь зубы. Рядом стоявший наш инженер, владевший английским, перевел дерзкую реплику заокеанского специалиста: «Вы сначала научитесь отличать борщ от машинного масла, прежде чем приступать к сборке таких машин». Услышав перевод, горячий и не терпящий несправедливости Марк Яковлевич схватил тяжеленный поршень с шатуном и замахнулся. Еще мгновенье — и от американца осталось бы мокрое место. Но счастливо избежавший смертоносного удара, он все же поднял большой скандал, который мог дорасти до уровня международного. Обиженный американец требовал сатисфакции, призывая строго наказать Макагона. Однако коммунисты завода, отлично понимая состояние своего товарища, не дали делу хода, ограничившись исключением из партии. Надеялись, что в дальнейшем смогут восстановить. Однако иностранные спецы пробыли на заводе до 1940 года и Марк Яковлевич так и остался до конца жизни беспартийным…

 Диагноз ставил на слух

Сам Макагон был отличным сборщиком. Он мог спокойно, с завязанными глазами полностью собрать и разобрать двигатель трактора. По звуку работающего мотора всегда безошибочно ставил диагноз болезни машины. Эта его способность однажды помогла предотвратить возможный международный скандал.

Уже после войны ЧТЗ, выпускавший вместо танков трактора, отправлял свои машины на экспорт в 60 стран мира. И практически ни разу не получал ни одной рекламации. Но однажды из Индии поступило сообщение: из строя вышли сразу 40 тракторов. Дело было серьезное, а потому на место вылетели главный конструктор и главный технолог завода, которые провели неделю возле своих машин, но выяснить причины выхода их из строя так и не смогли. Оставалась одна надежда на Макагона. Он тут же прилетел и из аэропорта сразу же отправился к машинам. Запустили двигатели, которые нормально работали несколько часов кряду, но как только машины выходили в поле, они начинали глохнуть. Ночью, лежа в гостинице, он-таки разгадал причины такого каприза машин. Ранним утром он послал на завод телеграмму с требованием срочно выслать в Индию детали топливной системы с дополнительным отверстием. Расчет Макагона оказался точным. На этом международный конфликт был исчерпан.

Редакция «ЮП» благодарит музей ЧТЗ за помощь в подготовке материала.

 

Досье «ЮП»

Марк Яковлевич Макагон (1906, дер. Викнино Звенигородского уезда Киевской губернии — 1999, Челябинск), слесарь, тракторист-водитель. Окончил три класса церковно-приходской школы. В 1928 призван в армию. Служил в Баку в 5-м Кавказском стрелковом пехотном полку; участвовал в боях с басмачами на границе с Ираном. Демобилизован, направлен в Челябинск на строительство ЧТЗ. В 1933 переведен в механосборочный цех, назначен бригадиром. 15 мая 1933 года вывел из цеха сборки завода первый трактор с маркой ЧТЗ, 30 марта 1940 года — стотысячный, 26 мая 1966 года — полумиллионный, 3 ноября 1984 года — миллионный. Участвовал в параде 12 выпущенных в Челябинске тракторов, проходившем 7 ноября 1933 года на Красной площади в Москве. Был лично знаком с Орджоникидзе, Сталиным. Награжден орденом Красной Звезды (1945). Стал прототипом одного из героев первого фильма Александра Довженко «Звенигород».

 

Читайте также:

             В регионе стартовал новый просветительский проект «Они создавали Челябинскую область»

               В предсмертных письмах Михаил Советников завещал сохранить честь своих близких

    «Святой» областного масштаба. Кузьма Рындин был из народа, и народ его любил

   Николай Патоличев часто повторял: «Доченька, как же я устал…»

   Как Яков Осадчий в головах и цехах порядок наводил

   Сегодняшний герой рубрики «Они создавали Челябинскую область» — один из директоров легендарной Магнитки Леонид Владимирович Радюкевич

   Еще раз об Осадчем

  Челябинцы так и не пригласили к себе танкоградца № 1 Исаака Зальцмана

 Галерея героев

            Гений металлургии

    Им снова 17 лет…

Оттолкнувшись ногой от Урала

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

25.03.2015 | 12:19
Два парада, как одна награда. Баритон Ивана Петрова победно звучал в белоснежных полях под Москвой

Последние гастроли у хориста Челябинской оперы Ивана Николаевича Петрова были в 2002 году, в возрасте 80 лет! За долгую певческую карьеру пел в операх «Травиата», «Риголетто», «Чио-Чио-Сан». А самой первой его партией почти 70 лет назад был Евгений Онегин

17.03.2015 | 10:04
Не ослепнуть в День равноденствия. 20 марта жители Челябинской области смогут наблюдать частное солнечное затмение

Насколько это событие неординарное для Челябинской области? С этим вопросом мы обратились к астроному из Озерска Челябинской области Владиславу Шумкову

Новости   
Спецпроекты