Конь в портфеле. В ближайшие годы шахматные кружки откроются в каждой челябинской школе
Более 1 миллиона рублей направили в этом году в образовательные учреждения Челябинской области на открытие шахматных кружков.
- В Челябинске детям-сиротам посредством кулинарных мастер-классов помогают выбрать профессию
- Дух алохи. Целый год челябинский филолог преподавала русский гавайцам
- Момент истины. Челябинские педагоги спорят об уроках истории
Полный охват
О необходимости приобщить школьников к игре в шахматы год назад всерьез заговорила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. По ее мнению, эта интеллектуальная игра всесторонне развивает ребенка. Кроме того, по сравнению со многими видами спорта на начальном этапе шахматы наименее затратные. Не поспоришь и со статистикой: доказано, что у детей, которые делают ход конем в школе, показатели успеваемости выше на 35-40 %.
На Южном Урале инициативу министра подхватили с особым энтузиазмом. В эту древнюю игру у нас играют давно и с умом. Достаточно сказать, что Сатка не только в регионе, но и по всей России имеет репутацию бурно развивающегося шахматного центра. Именно в этом городе родилась идея образовательного проекта «Шахматный всеобуч», которую с 2016 года начало реализовывать региональное отделение партии «Единая Россия».
— В сентябре прошлого года в проект включились 9 городов и 3 муниципальных района. В 20 школах и 26 детсадах, в которых обучается 1497 детей, были начаты занятия по шахматам. Всего на закупку оборудования было выделено 1 млн 50 тыс. рублей, — рассказывает консультант отдела начального, основного и среднего общего образования минобрнауки региона Евгения Маркина. — В этом году проект продолжил свою работу. С сентября 2017-го в него включились еще 15 муниципальных образований. Это 66 классов и 1778 детей. На эти цели также выделено больше миллиона рублей. Кроме этого, мы обучили 62 преподавателя. Для этого специально из Москвы приезжал кандидат педагогических наук, методолог шахматного образования Игорь Сухин, который провел 36-часовой курс лекций.
В планах у проекта «Шахматный всеобуч» — охватить все муниципалитеты региона. Каждому образовательному учреждению планируется выделить по 90 тысяч рублей. Именно во столько обходится материально-техническое оснащение шахматного кружка. В него входят наборы шахмат, демонстрационные магнитные доски и комплекты учебно-методических материалов для учащихся и педагогов. По итогам каждого учебного года между детьми учреждений, которые приняли участие в проекте, будут проходить соревнования. Кстати, пока в рамках проекта древней игре обучаются дошколята и ученики первых классов. Но если он докажет свою эффективность, то ставить шах и мат научатся и учащиеся старших классов.
— Планируется, что будет запущен мониторинг эффективности на предмет развития у ребятишек таких психических процессов, как память и мышление. Нам необходимо понимать, насколько игра в шахматы дает им возможность в целом развивать свои способности к обучению, — подчеркнула Евгения Маркина.
Потренируем мозг
А пока никакой мониторинг эффективности не нужен директору челябинской муниципальной спортивной школы олимпийского резерва № 9 по шахматам и шашкам Андрею Севостьянову. Он и так не сомневается в том, что шахматы — это настоящая гимнастика для ума, которая, несомненно, принесет свои позитивные плоды. Сегодня число желающих заниматься в его учебном заведении намного превышает количество детей, которых оно готово принять.
— Конечно, научить играть в шахматы можно любого ребенка. Разумеется, не все дети станут чемпионами, но еще знаменитый советский педагог Василий Сухомлинский считал, что «без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти», — рассказывает Андрей Севостьянов. — Даже если ребенок пройдет только начальный этап ознакомления с шахматами, что как раз предусматривает проект «Шахматный всеобуч», то за время занятий он сможет развить ряд полезных качеств. Во-первых, в процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Развивается умение предугадывать и прогнозировать события, просчитывая все возможные варианты и исход игры, принимать оперативные решения и делать решающие ходы. Во-вторых, во время занятий шахматами у ребенка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе, при этом скорость интеллектуальной реакции становится выше. У детей улучшается успеваемость в школе, особенно по точным наукам.
В-третьих, даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности, формируют общие навыки планирования действий, умение стратегически мыслить и достигать целей. И это не говоря о том, что шахматы помогают избавиться от застенчивости и благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют бойцовский характер: у ребенка формируются такие черты, как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения научат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.
По словам Андрея Севостьянова, шахматы — это еще и творческое самовыражение. Ведь мозг ученика постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Директор школы уверен, что даже в век информационных технологий эта древнейшая игра не потеряет своей актуальности.
— Шахматы более чем удачно вписывается в нашу жизнь, насыщенную современными гаджетами. Компьютеры дали нам возможность всегда иметь под рукой электронного «партнера», который в любое время дня и ночи готов сыграть партию-другую, а с помощью интернета вы можете в любое удобное время связаться с реальным партнером, в какой бы точке планеты он ни находился.
Поделиться