Вылезшие из телефонов. Челябинцам рекомендуют в ответ на рекламные телефонные атаки жестко наказывать их заказчиков

13 Августа 2018 Автор: Елена Николаева Фото: Вячеслав Шишкоедов
Вылезшие из телефонов. Челябинцам рекомендуют в ответ на рекламные телефонные атаки жестко наказывать их заказчиков


В Челябинске участились случаи рекламных телефонных атак на жителей. Банки, интернет-провайдеры, магазины… Всем хочется не просто оторвать свой кусочек времени и внимания челябинцев, а затащить их в ряды своих клиентов. Сложно оценить, сколько «трофеев» получает заказчик агрессивного маркетинга, однако, судя по постам в соцсетях и звонкам в редакцию, мощную волну негативного отношения к подобным методам рекламы поднять точно удается.

Коршунов-Андрей-адвокат.jpgО том, что делать, если к вам в телефон ворвалась непрошенная реклама, мы поговорили с Андреем Коршуновым, председателем коллегии адвокатов Челябинской области «Экономическая».

— Насколько такие звонки нарушают закон о персональных данных?

— Все зависит от конкретной ситуации. Такие звонки могут нарушать положения федерального закона «О рекламе», в частности, статью 18, согласно которой распространение рекламы посредством использования телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента. Нарушения федерального закона «О персональных данных», как правило, тоже сопутствуют рекламно-телефонному спаму. Согласно статье 15 этого закона обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных, то есть конкретного человека.

Однако нарушения, связанные с персональными данными, не являются определяющими в рассматриваемом случае. Обработка персональных данных может осуществляться на вполне законных основаниях, однако это все равно не дает право игнорировать положения законодательства о рекламе. Представляется, что граждан не сильно беспокоит, что происходит с их персональными данными, до тех пор, пока эти данные кто‑то не начинает использовать для вмешательства в их жизнь, как правило, в самый неподходящий момент.

— В какие инстанции жаловаться южноуральцам на навязчивую и непрошенную рекламу?

— На нарушения законодательства о рекламе сегодня достаточно эффективно реагирует Федеральная антимонопольная служба. Контроль же за соблюдением требований о персональных данных относится к компетенции Роскомнадзора. В практике известны случаи, когда было достаточно действенным обращение в прокуратуру. Так, например, салон красоты в Санкт-Петербурге, докучавший гражданам телефонными звонками с рекламой своих услуг, после вмешательства именно прокуратуры был оштрафован судом на крупную сумму по статье 13.11 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.

— Какие методы защиты еще существуют?

— Можно защищать свои права в судебном порядке. ФЗ «О рекламе» предусматривает возможность обращения лиц, права и интересы которых нарушены, в суд с исками о возмещении убытков, о возмещении вреда или о компенсации морального вреда. ФЗ «О персональных данных» содержит аналогичные положения, согласно которым человек имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

В судебной практике достаточно примеров, когда за назойливые звонки присуждалась денежная компенсация. В начале лета Верховный суд РФ, рассматривая дело о компенсации морального вреда по иску гражданина, которому не давала покоя некая организация, звонками даже не рекламного характера, указал, что требование о компенсации морального вреда, в рассматриваемом случае, основывается в большей степени не на нарушении правил сбора и обработки персональных данных, а на нарушении неприкосновенности частной жизни посредством необоснованных и назойливых телефонных звонков. При этом высшая судебная инстанция сослалась на практику Европейского суда по правам человека в русле, которой и был принят итоговый судебный акт.

Поделиться

Вчера | 18:17
В челябинской больнице капитально отремонтировали отделение гнойной хирургии

Операционные, реанимацию и палаты разместили на одном этаже.

Вчера | 12:12
В нацпарках развивают бережный туризм

На Креативной неделе в Челябинске обсуждали, как «Таганаю» увеличить турпоток, сохранив экосистему.

11.08.2021 | 12:28
Ученые ради туризма оценят состояние достопримечательностей горнозаводской зоны Южного Урала

В рамках проекта «Открытая экспедиция» в настоящий момент по Большому Уралу работают несколько сотен ученых, краеведов и путешественников. Часть из них высадится десантом в горнозаводской зоне Челябинской области.

26.07.2021 | 12:11
Почему, чтобы развить туризм, уральским регионам нужно перестать конкурировать

Новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства» предусматривает развитие туриндустрии в рамках 12 макротерриторий, и глава Ростуризма Зарина Догузова уже анонсировала начало разработки мастер-планов по трем из них — Крыму, Дальнему Востоку и Золотому кольцу.

Новости   
Спецпроекты