Вылезшие из телефонов. Челябинцам рекомендуют в ответ на рекламные телефонные атаки жестко наказывать их заказчиков
В Челябинске участились случаи рекламных телефонных атак на жителей. Банки, интернет-провайдеры, магазины… Всем хочется не просто оторвать свой кусочек времени и внимания челябинцев, а затащить их в ряды своих клиентов. Сложно оценить, сколько «трофеев» получает заказчик агрессивного маркетинга, однако, судя по постам в соцсетях и звонкам в редакцию, мощную волну негативного отношения к подобным методам рекламы поднять точно удается.
- Андрей Коршунов: «Долги перед бюджетом являются наиболее опасными с точки зрения тюремной перспективы»
- Отвечают профи. Как законным способом можно наказать «бытового» клеветника
— Насколько такие звонки нарушают закон о персональных данных?
— Все зависит от конкретной ситуации. Такие звонки могут нарушать положения федерального закона «О рекламе», в частности, статью 18, согласно которой распространение рекламы посредством использования телефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента. Нарушения федерального закона «О персональных данных», как правило, тоже сопутствуют рекламно-телефонному спаму. Согласно статье 15 этого закона обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных, то есть конкретного человека.
Однако нарушения, связанные с персональными данными, не являются определяющими в рассматриваемом случае. Обработка персональных данных может осуществляться на вполне законных основаниях, однако это все равно не дает право игнорировать положения законодательства о рекламе. Представляется, что граждан не сильно беспокоит, что происходит с их персональными данными, до тех пор, пока эти данные кто‑то не начинает использовать для вмешательства в их жизнь, как правило, в самый неподходящий момент.
— В какие инстанции жаловаться южноуральцам на навязчивую и непрошенную рекламу?
— На нарушения законодательства о рекламе сегодня достаточно эффективно реагирует Федеральная антимонопольная служба. Контроль же за соблюдением требований о персональных данных относится к компетенции Роскомнадзора. В практике известны случаи, когда было достаточно действенным обращение в прокуратуру. Так, например, салон красоты в Санкт-Петербурге, докучавший гражданам телефонными звонками с рекламой своих услуг, после вмешательства именно прокуратуры был оштрафован судом на крупную сумму по статье 13.11 Кодекса РФ об Административных правонарушениях.
— Какие методы защиты еще существуют?
— Можно защищать свои права в судебном порядке. ФЗ «О рекламе» предусматривает возможность обращения лиц, права и интересы которых нарушены, в суд с исками о возмещении убытков, о возмещении вреда или о компенсации морального вреда. ФЗ «О персональных данных» содержит аналогичные положения, согласно которым человек имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.
В судебной практике достаточно примеров, когда за назойливые звонки присуждалась денежная компенсация. В начале лета Верховный суд РФ, рассматривая дело о компенсации морального вреда по иску гражданина, которому не давала покоя некая организация, звонками даже не рекламного характера, указал, что требование о компенсации морального вреда, в рассматриваемом случае, основывается в большей степени не на нарушении правил сбора и обработки персональных данных, а на нарушении неприкосновенности частной жизни посредством необоснованных и назойливых телефонных звонков. При этом высшая судебная инстанция сослалась на практику Европейского суда по правам человека в русле, которой и был принят итоговый судебный акт.
Поделиться