Нелегкие деньги. Куда челябинцы могут пожаловаться на ростовщиков и коллекторов
Советский районный суд Челябинска на этой неделе приговорил к двум годам колонии-поселения коллектора, стрелявшего в клиента из пистолета. Сначала сотрудник агентства «Домашние деньги» угрожал потерпевшему по телефону, затем пришел к нему домой с пистолетом «Гроза 031», заряженным травматическими патронами, и ранил мужчину в плечо.
- Челябинского бизнес-омбудсмена засыпали жалобами по поводу онлайн-касс
- Александр Гончаров: «Отразить рейдерскую атаку очень сложно»
- Бизнес Челябинской области поддерживает идею возврата льгот по экологическим платежам
Очевидно, что неприятности такого рода — результат банальной финансовой безграмотности населения, с которой давно, но пока без заметного прогресса борются различные организации — и общественные, и государственные. О том, как заемщики могут уберечься от таких неприятностей, говорили на пресс-конференции «Защита прав потребителей финансовых услуг на территории Челябинской области» в медиахолдинге «Гранада Пресс».
Долги в цифрах
По данным Уральского ГУ Банка России, сегодня задолженность южноуральцев перед некредитными финансовыми организациями составляет 1,8 млрд рублей (по сравнению с началом 2016 года этот показатель снизился примерно на 10 процентов). «Основная часть из общей суммы задолженности — перед ломбардами, то есть займы, по которым обычно проблем не возникает, — указывает на новую тенденцию Лариса Филатова, заведующая сектором контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Уральского ГУ Банка России. — При этом задолженность перед микрофинансовыми организациями (МФО) составляет около 200 млн рублей. Конечно, по сравнению с сегодняшней задолженностью перед банками в Челябинской области — а это 248 млрд рублей, — это очень незначительная цифра».
Вместе с тем количество обращений граждан по поводу противоправных действий со стороны кредиторов ежегодно растет. По словам Елены Фасаховой, за время работы агентства (с 2015 года) к ним поступило «огромное» количество жалоб — прежде всего на МФО и коллекторские компании. «Также в последнее время выросло число обращений по поводу навязывания заемщикам дополнительных страховых услуг во время оформления кредитных сделок», — добавляет эксперт.
Микрофинансирование усиливает негативную тенденцию, убеждена Елена Фасахова, однако статистика Банка России не представляет МФО в таком уж черном свете. По словам Ларисы Филатовой, в 2016 году в отделение «Челябинск» Уральского ГУ Банка России поступило около 1500 жалоб на действия банков и микрофинансовых институтов, из них только 300 — на действия МФО (в этом числе 40 компаний с южноуральской пропиской). В целом, судя по словам г-жи Филатовой, регулятор сохраняет толерантную позицию по отношению к МФО: «Рынок микрофинансирования дополняет финансовый сектор, на этом рынке могут получить займы граждане с плохой кредитной историей, студенты и так далее — то есть те, кто пока не может получить кредит в банке. МФО таким образом выполняют свою социальную функцию и являются полноправными членами финансовой системы. Но стоит обратить внимание, что займы в МФО дороже, чем в банках: клиент переплачивает за простоту сделки, оперативность — за те риски, которые несет организация».
Алгоритмы и образцы
Елена Фасахова связывает высокий уровень закредитованности населения с тем, что заемщики во многих случаях не интересуются существенными условиями договора займа. С этим согласна главный специалист отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Челябинской области Александра Парфентьева. «Основной характер обращений связан с тем, что граждане действительно не вчитываются в документы, прежде чем подписать их. Поэтому в дальнейшем у них и возникают проблемы с исполнением кредитных договоров», — отмечает она. В 2015 году в Роспотребнадзор поступило 600 жалоб, в 2016-м — около 700, в I квартале текущего года — 177. В 2015 году в Челябинске было вынесено 80 постановлений о привлечении финансовых организаций (как кредитных, так и некредитных) к административной ответственности, в 2016-м — 70 постановлений, по итогам I квартала 2017 года — 30.
«Агентство защиты прав потребителей финансовых услуг» реализует на Южном Урале проект «Бюро финансового просвещения и защиты прав потребителей финансовых услуг», получивший поддержку президентского гранта. Основной вектор деятельности направлен на проведение образовательных мероприятий, причем для разных категорий граждан. Обратиться сюда могут и те, кто набрал кредитов и нуждается в конкретной правовой поддержке. «Программа обучения уникальна тем, что мы разработали простые доступные алгоритмы действий по наиболее актуальным тематикам, — говорит Елена Фасахова. — Если это проблема с коллекторами, то потребителю в форме алгоритма даются советы, пошаговая инструкция, что нужно делать при тех или иных действиях коллекторов. А в приложениях к этим алгоритмам идут образцы процессуальных документов, начиная с жалоб и заканчивая исковыми заявлениями в надзорные органы».
Суд — не панацея
Банк России в 2016 году выявил 1378 фирм, занимающихся нелегальным потребительским кредитованием, что в два раза больше, чем годом ранее. По мнению г-жи Фасаховой, на Южном Урале множество нелегалов, которые выдают займы до зарплаты, без поручителей и так далее — такие объявления можно увидеть по всей Челябинской области.
Отвечая на вопрос о механизмах защиты прав потребителей, замначальника юридического отдела Уральского ГУ Банка России Юлия Шевчук советует потенциальным заемщикам проверять МФО на предмет членства в госреестре микрофинансовых организаций. «Кроме того, заемщик вправе потребовать у организации свидетельство о включении в реестр, — добавляет она. — Ну и в целом, если заемщик полагает, что его права нарушены, он всегда может обратиться в суд».
Однако судебная практика на Южном Урале зачастую складывается не в пользу заемщика, отмечает Елена Фасахова. «Судам без разницы, состоит ли истец в реестре, то есть является легальным кредитором, или не состоит, — говорит она. — Если человек получил заем под два процента в день, а кредитор при этом не является легальным, то судебная инстанция закрывает на это глаза и взыскивает ту сумму процентов, которая распространяется на официальных кредиторов. Здесь не существует никаких ограничений, и ростовщики продолжают взыскивать проценты в судебном порядке».
Бесплатная горячая линия по защите прав потребителей финансовых услуг 8-800-2222-691
Поделиться