Под покровом Димитрия Солунского. В селе Алабуга возрождается храм

21 Ноября 2023 Автор: Николай Антипин Фото: предоставлены автором
Под покровом Димитрия Солунского. В селе Алабуга возрождается храм Икона Димитрия Солунского из алабугской церкви

В ноябре исполнилось 170 лет со дня первого освящения церкви в селе Алабуга Красноармейского района. Сегодня продолжается возрождение храма. Он пережил суровые годы испытаний и выстоял, чтобы вновь стать центром духовной жизни села.

Село Алабуга было основано в 1750 году на берегу одноименного озера. Вокруг него раскинулись березовые колки и живописные поля, небольшие озера и болота. Первыми жителями деревни стали крестьяне из Пермской губернии. По данным государственной ревизии 1765 года, в Алабуге было 24 двора. К 1917 году население села достигло почти двух тысяч человек. Здесь был построен собственный храм, работали маслобойка, фельдшерско-акушерский пункт и школа.

При советской власти появился колхоз «Красный пахарь» и построена машинно-тракторная станция, затем образован крупный свиноводческий совхоз «Алабугский». До нового перелома 1990-х годов в селе было крепкое хозяйство, средняя школа, детский сад, библиотека, Дом культуры и больница. К сожалению, за последние три десятилетия многое утрачено…

Есть у Алабуги и знаменитые земляки: тут родились краевед Иван Дегтярев, открывший новые страницы прошлого Челябинска и Южного Урала, и философ, профессор Виктор Панов, который возглавлял издательства «Высшая школа», «Советская энциклопедия», «Большая российская энциклопедия».

Всем миром

Церковь в Алабуге была заложена 11 июня 1850 года. Строилась на средства местных крестьян, к осени 1853 года кирпичный двухпрестольный храм с колокольней был готов. Во вновь открытый приход вошли окрестные деревни Феклино, Ефимково, Потапово, Шабалтак, Михайловка, Петропавловка.

На освящение храма приехал протоиерей Христорождественского собора Челябинска Алексей Агров, 20 ноября он освятил придел во имя святого пророка Илии. Главный алтарь спустя пять лет, 25 октября 1858 года, освятил местный благочинный и священник Лев Инфантьев. Храм был освящен во имя святого великомученика Димитрия Солунского (он проповедовал христианство, за что в 306 году был казнен по приказу римского императора Максимиана).

В очерке о селе Алабуга, опубликованном в 1875 году в «Оренбургских епархиальных ведомостях», отмечалось: «Прихожане к церкви Божией усердны, что доказывает уже одно украшение ее, по которому она может сравниться с церквями, издавна построенными в богатых приходах, а некоторые из них даже и превосходит, если не по богатству, то по благолепию». В 1861 году епископ Уфимский и Мензелинский Филарет побывал в Димитриевской церкви и выразил благодарность прихожанам за усердие к церкви.

Первый священник появился в селе в 1851 году: о. Андрей Невзоров был переведен из Пророко-Ильинской церкви Уфы. Однако вскоре он вернулся в Уфу, где у него осталась семья. Его сменил о. Андрей Бирюков, потом о. Максим Кочнев, наконец, в 1856 году настоятелем назначен священник из Чумлякского прихода о. Павел Шмотин, он и завершил возведение храма и вскоре открыл церковно-приходскую школу.

Благоустройство храма и пространства вокруг него продолжилось и после освящения. В 1865 году местные крестьяне Павел Новокрещинов и Илья Уфимцев заказали в Екатеринбургском уезде мраморные столбы и железные решетки для ограды.


Церковь во имя Святого великомученика Димитрия Солунского в с. Алабуга. 1970-е (2).jpg
Церковь во имя Святого великомученика Димитрия Солунского в с. Алабуга. 1970-е 

Хлебная руга

Почти двадцать лет настоятелем Димитриевской церкви служил священник Константин Русанов, представитель большого рода, давшего немало протоиереев, священников, дьяконов, псаломщиков. Он родился в семье священника Таловской слободы Челябинского уезда. В 1890 году окончил Оренбургскую духовную семинарию, преподавал церковное пение и татарский язык в Челябинском духовном училище. В 1892 году рукоположен в сан священника, назначен сверхштатным священником Покровской церкви Челябинска. В феврале 1893 года по собственному прошению назначен настоятелем Димитриевской церкви села Алабуга.

Службу в храме он совмещал с преподаванием Закона Божия в алабугской школе, был наблюдателем церковно-приходских школ округа, членом благочиннического совета, следователем, избирался депутатом съезда Челябинского училищного округа и XI общеепархиального съезда духовенства, проходившего в Оренбурге в 1906 году, возглавлял комитет по постройке храма в соседней деревне Феклино.

Отец Константин был женат на Антонине Шмотиной. У них родилось шестеро детей: Михаил — окончил Челябинское духовное училище, Ольга находилась при родителях, Евгений — учился в Челябинском духовном училище, Надежда — училась в Челябинском епархиальном женском училище, а еще были дочери Зинаида и Татьяна.

Алабугский приход был похож на сотни сельских приходов Оренбургской епархии. До постройки в 1911 году в Феклино собственного храма и открытия самостоятельного прихода население прихода Димитриевской церкви достигало почти 4,5 тысячи человек, немало по тем временам. Здесь служил священник и псаломщик, они получали ежегодное жалование от прихожан: священник — 126 рублей, псаломщик — 42 рубля. На содержание причта шли кружечные пожертвования, в начале XX века в год получалось около 400, а в урожайный год до 750 рублей. Хлебная руга была невелика, около ста рублей. В распоряжении церкви имелась земля: 36 десятин пахотной, 24 десятины сенокосов, а еще немного леса.

До постройки домов для причта священнослужители жили на съемных квартирах. В 1881 году прихожане построили для священника дом, крытый железом, при нем амбар, завозню, погреб, три загона, хлев для мелкого скота, баню и два навеса. В 1891 году из березового леса возвели дом для псаломщика со всеми необходимыми службами.

Настоятель церкви Димитрия Солунского в с. Алабуга священник Михаил Малиновский.jpg
Настоятель церкви Димитрия Солунского в с. Алабуга священник Михаил Малиновский

Храм в аренду

После установления советской власти алабугская церковь лишилась своего имущества, земельных владений. В 1922 году верующие вынуждены были организовать алабугское православное религиозное общество, чтобы получить возможность пользоваться храмом на правах аренды. Общество возглавил священник Михаил Покровский.

24 декабря 1929 года верующие подали новое заявление в Бродокалмакский районный исполком с просьбой зарегистрировать алабугскую религиозную общину верующих, в члены общества записались 405 человек. Тем не менее 10 февраля 1930 года алабугский сельский совет постановил: «Церковь закрыть, и если она годна, то отдать под ясли, если не годна, сдать под клуб, и этот вопрос подработать среди всех организаций вплоть до общих гражданских собраний». Это постановление отменили вышестоящие власти, однако летом 1931 года церковь все же закрыли под предлогом ремонта здания. Из храма изъяли семь колоколов, 80 икон разобрали по домам верующие.

Некоторое время здание Димитриевской церкви использовалось под склад зерна. Многие годы оно стояло бесхозным и ветшало, разрушались роспись, штукатурка и стены храма, исчезла церковная ограда, а вместе с ней могилы священнослужителей.

Возрождение храма началось в 2008 году, душой этого дела стали супруги Николай и Мария Кайгородовы, к ним присоединились односельчане Василий Андриевских, Николай Меньшиков, Юрий Сафронников, Петр Ордин, Антон Дегтярев и многие другие. 20 августа 2009 года в церкви состоялось первое богослужение, сегодня настоятелем здесь служит о. Михаил Малиновский.

Поделиться

Вчера | 14:55
Сколько дорог отремонтируют на Южном Урале

В регионе ежегодно растут объемы сезонных работы.

Вчера | 11:35
В Челябинске обсудили коммуникации некоммерческого сектора с людьми и властью

Некоммерческий сектор в регионе растет и развивается, охватывая самые разные направления — от кризисных квартир до гастролей уральских танцевальных коллективов за рубежом. Однако, как признаются сами общественники, слабым местом в НКО остаются коммуникации — с представителями власти, благотворителями и потенциальными сторонниками проектов.

23.04.2024 | 11:51
Казачья деревня. Оренбургское казачье войско отметит 450-летие

К этой дате в Челябинске переиздана книга Михаила Голубых «Казачья деревня». Это этнографический труд, в нем детально исследованы жизнь и быт казаков поселка Тимофеевского середины 1920-х годов.

16.04.2024 | 13:34
Особняк мещан Ховановых стал одним из самых красивых зданий Челябинска

Он находится в самом центре, но спрятан в тупике улицы Васенко. Во внешнем облике дома сочетается средневековая русская архитектура, классицизм, барокко, неорусский стиль и модерн.

Новости   
Спецпроекты