Гаяз Самигулов: «Исторические реконструкции могут привести к оглушительному успеху»
Хотя День народного единства отмечается не первый год, многие до сих пор называют его новым праздником и отмечают его непривычность для россиян? О том, каким образом работали на единение народа в прошлые эпохи, что дают исторические реконструкции, и силен ли у южноуральцев интерес к истории своего края — в нашем разговоре с кандидатом исторических наук, председателем регионального отделения Российского военно-исторического общества Гаязом Самигуловым.
- Хроники провинциальной революции. В октябре 1917 года Челябинску грозил голод
- Музейный гид. В Челябинске музей тракторов и моторов начинали с лаптей
- Момент истины. Челябинские педагоги спорят об уроках истории
— В дореволюционной России отмечались преимущественно церковные праздники, дни рождения и именины членов царствующей семьи. Масштабными, хотя и в разной степени, были празднования юбилеев. Например, столетие со дня рождения А.С. Пушкина, сто лет Бородинского сражения, трехсотлетие дома Романовых и т. д. Так или иначе мероприятия в рамках этих праздников работали на единство страны.
— За последние годы празднование 4 ноября как минимум у южноуральцев четко ассоциируется с различного рода историческими реконструкциями. Какую цель преследуют данные действа?
— Реконструкторское движение вызывает много споров, но тот вариант, который демонстрируют челябинские реконструкторы, направлен, скорее, на привлечение внимания людей к нашей истории. Исторические инсценировки, которые горожане видят не только 4 ноября, но как минимум 8–10 раз в году (я не беру сейчас фестивали исторической реконструкции, которые проходят в разных местах области в течение года), вызывают интерес у людей. Если хотя бы один из десяти решит узнать поподробнее о тех событиях, реконструкцию которых он увидел, это будет просто оглушительный успех.
И еще один важный момент — те, кто занимается реконструкцией, как раз достаточно подробно изучают историю, причем не только общую канву, но и детали, которые очень важны для тех, кто старается воссоздать антураж прежних времен. А они делятся своими знаниями с окружающими, причем не только в виде реконструкций, но и в непосредственном общении.
— Какова, на ваш взгляд, степень исторической проработки сюжетов, показываемых во время этих постановок?
— Мне сложно судить обо всех постановках, поскольку отслеживать их все у меня просто не хватает времени. Несомненно, там есть над чем работать. Но и развитие заметно как в экипировке, так и в осмыслении исторической канвы.
— Как вы думаете, какие исторические сюжеты было бы интересно проиграть на Южном Урале?
— Здесь, думаю, сначала нужно провести исторические исследования и книжки написать, чтобы потом было что инсценировать. Все-таки огромный пласт нашей южноуральской истории еще нуждается в изучении. А из того, что уже достаточно хорошо описано, — было бы интересно, мне кажется, как вы говорите «проиграть» сюжеты заграничного похода российской армии и участие в нем башкир, мещеряков и казаков.
— В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века увлеченность историей среди соотечественников иногда просто зашкаливала. Насколько силен этот интерес среди современных южноуральцев? Способны ли публичные исторические шоу подтолкнуть людей к более глубокому изучению истории?
— Сейчас интерес к истории значительно ослаб. В конце 1980-х было ощущение огромной новизны, появилось множество публикаций, иначе трактующих уже известные события, новые материалы, точки зрения… Ощущение новизны давно притупилось, повседневные заботы одолевают, многим просто не до плотного увлечения историей.
Реконструкция, это одна из форм рекламы истории, если угодно. Конечно, это преимущественно военная история, но и это уже немало.
Поделиться